Кому и в каких случаях ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с РАС вариант 8.3

29.12.2020

Вариант 8.3 предназначен для образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра(РАС), осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования, получает образование к моменту завершения школьного обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений здоровья, и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются учебным планом варианта 8.3. В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет организации двух первых дополнительных классов и увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет. Многие родители боятся увеличения времени обучения в первом классе. Анализ примерной АООП вариант 8.3 показывает, что опасаться этого не нужно. За 3 года обучения у ребенка формируется учебное поведение, стойкие учебные стереотипы, что несомненно в дальнейшем поможет ему в старших классах.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации образовательных потребностей. АООП создается специалистами школы на основе примерной адаптированной основной образовательной программы и при необходимости индивидуализируется. К программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы. Вариант 8.3. может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Школаобеспечивает требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с РАС в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. Для обеспечения освоения обучающимися с РАС программы коррекционной работы может быть реализована сетевая форма взаимодействия. Это означает, что при отсутствии специалиста (логопеда, психолога, дефектолога) в школе, он может быть привлечен из другой организации.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию:

1) коррекционных курсов: «Формирование коммуникативного поведения»(фронтальные и индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Социально-бытовая ориентировка» Фронтальные занятия), «Развитие познавательной деятельности» индивидуальные занятия).

Введение коррекционных курсов позволяет формировать у обучающихся с РАС адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки; преодолевать недостатки аффективной сферы и трудности во взаимодействии с окружающими; развивать средства вербальной и невербальной коммуникации; что способствует осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающихся; упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений с исключением возможности их механического, формального накопления; развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей; развитие избирательных способностей обучающихся.

2) обеспечения коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;

3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий (логопед, психолог, дефектолог).

Коррекционно-развивающая работа включает:

составление индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащегося (через психолого-педагогический консилиум школы);

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

организацию внеурочной деятельности, направленной на эмоциональное, общее социально-личностное развитие учащихся, активизацию их познавательной деятельности;

разработку оптимальных для развития обучающихся с РАС индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Определение варианта АООП для обучающихся с РАС осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.

 

 

Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог ЦПМПК