Кому и в каких случаях ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с РАС вариант 8.4

29.12.2020


Вариант 8.4. предназначен для образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), имеющих, дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры, разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Вариант 8.4 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагаетшесть лет обучения (два первые подготовительные, 1 - 4 классы). Увеличение количества лет обучения на уровне начального общего образования необходимо для того, чтобы обучающийся достиг нужного уровня развития психических функций (внимания, памяти, мышления). Учитель по согласованию с родителями из списка учебных предметов и коррекционных курсов выбирает только те, которые ребенок может освоить. Возможно это будут только коррекционные курсы. Именно поэтому разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Программа коррекционной работы предусматривает реализацию:

1) коррекционных курсов: «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» (фронтальные и индивидуальные занятия), «Сенсорное развитие» (индивидуальные занятия), «Двигательное развитие» (фронтальные занятия), «Предметно-практические действия» (индивидуальные занятия), «Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные занятия).

Введение коррекционных курсов позволяет формировать у обучающихся с РАС адекватное учебное поведение и социально-бытовые навыки;преодолевать трудности во взаимодействии с окружающими;развивать средства вербальной и невербальной коммуникации;упорядочиванию и осмыслению усваиваемых знаний и умений;развитию внимания детей к эмоционально-личностным проявлениям близких взрослых и соучеников и понимания взаимоотношений, чувств, намерений других людей;развитие избирательных способностей обучающихся;

2) обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;

3) организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной работы (педагогической, психологической, медицинской) с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития, требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий.

 

Данный вариант предполагает развитие жизненной компетенции ребенка в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других), дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося через посильное участие ребенка во внеклассных мероприятиях, в секциях, кружках. Специальные условия обучения и воспитания включают использование аппаратуры разных типов коллективного и индивидуального пользования, при необходимости средств альтернативной коммуникации.

 Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог ЦПМПК