Обидчивый ребёнок

09.10.2020

c5a6b25ed7cb4cc57f9c9a285ae9d3aa.jpg

Плач – одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Это особый язык ребёнка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми.

Разнообразные функции плача

У грудных детей плач – сигнал рефлекторно возникающего чувства голода, желания спать и позыва к естественным отправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве: беспокойстве, страхе, печали, тоске, раздражении, возбуждении.

В 3 – 4 года дети чаще плачут в связи с особой эмоциональной чувствительностью данного возраста.

Иногда ребёнок плачет только потому, что накопившееся нервное напряжение требует «разрядки». Существуют также «слёзы радости» при волнении или избытке чувств. Посредством плача (и крика) обеспечивается вентиляция лёгких и прочистка верхних дыхательных путей от накопившейся слизи.

«Плач – протест» говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которым не может примириться ребёнок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде.

Иногда плач возникает, как способ привлечь внимание родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию.

Если ребёнок мало говорит, но много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания.

Когда ребёнок мало говорит и не плачет, это может говорить как о заторможенности, флегматическом темпераменте, так и о недоразвитии эмоций, сильных переживаниях, недостатке положительных эмоций, депрессии.

Если же ребёнок внешне не выказывает свои чувства, переносит боль и обиду молча, с глазами, полными слёз, подобное блокирование выражения чувств способствует нарастанию внутреннего нервного напряжения и появлению нервных тиков, заболеванию неврозами.

Иногда ребёнок плачет только потому, что у него «плохое» настроение, он неспокоен, им никто не занимается, и он не может себя занять.

В ряде случаев расстройство настроения у детей вызвано невропатической чувствительностью к перемене погоды, физическим плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от психологических причин колебаниями настроения.

Плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер её выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от воспитания. Чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик.

 

Понимание Вашего ребёнка, себя и ситуации

Дети пользуются тем, что работает. Если ваш ребёнок хнычет, он ждёт вашей реакции. Хныканье и нытьё имеют обычно цель получить избыточное внимание. Одни проходят период нытья почти незаметно, это исчезает так же быстро, как и началось. Другие верят, что можно доказать свою принадлежность семье и ценность, только если на них постоянно обращают внимание.

Спешить обрывать плач не следует. Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести урон доверию и отзывчивости взрослых, и плакать ребёнок будет тогда, как говорится, с горя. Недопустимо наказание плачущего, так как потом, он легко может забыть, за что был наказан, да и состояние, в котором он находится при плаче, итак является переживанием, подобным наказанию. Плачущий ребёнок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно.

priemnayasemyaiopekaraznitsachtovibratch_8627003A.jpg


Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее – как раз не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выхода нервного напряжения. В остальных случаях с плачем нужно спокойно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.

Каждый раз, когда ваш ребёнок начинает ныть, вы можете посадить его на колени и крепко обнять. Не говорите ничего о нытье, не выясняйте, из-за чего он хнычет, - просто обнимайте его до тех пор, пока вы оба не почувствуете себя лучше. В дальнейшем запланируйте регулярное особое время, которое вы будете проводить со своим ребёнком, чтобы он чувствовал свою ценность и важность для вас.

Дайте знать вашему ребёнку, что вы его любите, но не поддаётесь на его манипуляторскую тактику. Скажите ему, что, если он начнёт ныть, вы выйдете из комнаты: «Не думай, что я тебя не слышу. Я просто не хочу обсуждать с тобой это до тех пор, прока ты не будешь говорить нормальным голосом. Я не отвечаю на ноющий голос. Пожалуйста, дай мне знать, когда ты захочешь говорить нормальным голосом, чтобы мне было приятно тебя слушать».

Самая лучшая тактика – постоянно показывать ребёнку вашу симпатию, чтобы он укрепился в убеждении – папа и мама его понимают, они всегда рядом и в трудных обстоятельствах тотчас же придут к нему на помощь.

Можно попытаться переключить ребёнка на какую-нибудь деятельность, интересную работу или игру. Ребёнок скорее успокоится, если придётся думать о чём-то другом, а мышление переключается на конкретные объекты тогда, когда мы начинаем с ним работать.

Наша основная воспитательная цель, как родителей – не подавлять чувствительность, а разумно её пестовать, облагораживать и вести к более зрелым формам. При сохранении плаксивости, несмотря на предпринимаемые меры (поддержание жизнерадостной атмосферы, проведение разнообразных эмоционально насыщенных игр, выработку уверенности в своих силах и возможностях), потребуется консультация специалиста, так как она, скорее всего, является признаком болезненного состояния или неблагополучия в семье.

 

Тезаурус

Эмоциональная чувствительность -повышенная чувствительность нервной системы и более глубокое восприятие физических, социальных и эмоциональных стимулов.

Плачэкспрессивный способ выражения чувств, признак эмоциональной чувствительности, сильное психическое переживание (аффект), способ эмоциональной коммуникации с самим собой и другими людьми, послание (обращение, призыв) к кому-либо и «упражнение» для лёгких (А.И.Захаров).

Обидчивостьсклонность к постоянным обидам на всех и вся.

Плаксивость (постоянное нытьё) - симптом внутренней неудовлетворённости, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами взаимоотношений с окружающими, в том числе и с эмоционально близким для ребёнка взрослым (А.И.Захаров).

 

1.       Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – 2-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1993. – с.48 – 62.

2.       Знакомьтесь: детские сады Кузбасса// Обруч – 2003 - №2, с.30 -33.

3.       Матейчек З. Родители и дети:Кн. Для учителя: Пер. с чеш.- М.: Просвещение, 1992.- с.165 – 167.

Нельсен Д., Лотт Л.,Гленн Х. Стефен 1001 совет родителям о воспитании детей от А до Я/ Пер. с английского М.В. Шитаревой. – М.: КРОН – ПРЕСС, КОРОНА, 1994. – с.349 – 351.

 

Черепанова О.П., старший преподаватель кафедры социализации и развития личности КАУ ДПО АИРО имени А.М.Топорова