Обучение или игра – что важнее в дошкольном детстве?

12.03.2020

 

Детство — важнейший период человеческой жизни, когда развиваются наивысшие возможности ребенка. Это не подготовка к будущей жизни, а яркое, самобытное, неповторимое время максимального включения в различные виды деятельности.

  Родителей детей дошкольного возраста, как правило, интересует проблема интеллектуального развития ребенка, при этом, в большей степени - умение читать, считать, писать, говорить на иностранном языке. Родители могут считать залогом успешного развития ребенка постоянную занятость, и уделяют этому максимум внимания, заполняя всё «детское время» дополнительным образованием.

  Но обилие кружков, секций, увлечение изучением наук, «загруженность» обучением - не сообразуются с возрастом и возможностью малыша правильно воспринимать весь объём сведений. Это не оправданно, так как форсирование обучения ребенка дошкольного возраста вызывает «искусственную акселерацию», когда содержание не усваивается осмысленно, а приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредотачиваться и проявлять устойчивый интерес к деятельности. Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности.

 

1в.jpg

 

  Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей млад­шего возраста, так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

  Обучение - это систематический, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, овладение знаниями, умениями, навыками путем приложения усилий обучающегося. В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, в привычных видах деятельности, в занимательной форме. В любой деятельности ребенка присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. А взрослый направляет его развитие, вводит малыша в мир людей, в мир природы и вещей, передает ему опыт поколений. Осознанное, целенаправленное руководство деятельностью ребенка со стороны взрослых – педагогов и родителей является главным условием полноценного развития в детском возрасте. 

  Ребенок имеет природную готовность к обучению уже с рождения, а остальное зависит от того, чему мы хотим его научить, как это делаем, какие требования предъявляем. Необходимо превратить обучение дошкольника в увлекательную игру, - в противном случае развитие не будет стимулироваться, а может затормозиться.

  Игра имеет исключительное значение в формировании личности человека. В ней отображаются впечатления ребенка об окружающем мире, взаимодействие с другими и общение; развиваются духовные и физические силы ребенка, дисциплинированность и ловкость; основные психические функции: воображение, мышление, память, внимание, речь. Все, что ребенок воспроизводит в игровой деятельности в течение дошкольного детства, становится основой формирования двигательных навыков, интеллектуального, социального и эмоционального развития. Таким образом, игра, как деятельность, свойственная дошкольному возрасту, способствует усвоению общественного опыта, а обучение является деятельностью прикладного значения.

 

2в.jpg

 

Как обучать, играя

1. Обучение должно быть очень интересным и увлекательным как для ребенка, так и для родителей. Чтобы не отпугивать от желания узнавать новое и в целом от учения, деятельность сопровождается игрой, сюрпризными моментами, загадками, скороговорками.

2. Усвоение учебного материала происходит в процессе активных действий ребенка: практических манипуляций с предметами, разнообразных игр, рисования, конструирования, пения, ритмических движений под музыку; подражания окружающим в деятельности, в общении с взрослыми. Важно помнить, что перед ребенком не стоит специальная задача познания свойств предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., то есть, получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности.

3. Игра как процесс обучения жизненным навыкам предполагает обсуждение и оценку полученной информации, своего рода «сортировку» самим ребенком с помощью взрослых. Для активизации познавательной деятельности взрослый использует различные приемы: задает вопросы, дает возможность сравнения, организует элементарную поисковую деятельность: «Почему ты думаешь, что на этой картинке изображена осень?», «Как ты отгадал, что эта загадка про радугу?», «Что произойдет со снегом, если его занести в помещение?», «Как ты думаешь, можно ли в морозный день слепить снеговика? Почему?»

4. Дети дошкольного возраста мыслят наглядными, образными представлениями: формами, красками, звуками, ощущениями. Поэтому обучение происходит во время непосредственного восприятия явлений: наблюдения живых объектов на экскурсии или в походе, рассматривания предметов, изображений, картин, доступных для понимания моделей.

Игра – универсальное занятие, способное и развивать, и учить, и утешать, и развлекать одновременно. Играйте с ребенком, читайте детские книги, гоняйте с малышом в футбол, рисуйте и творите вместе! Обогащайте опыт дошкольника впечатлениями. Это способствует его легкому и естественному интеллектуальному развитию, полноценному проявлению способностей.

 

 

Филоненко И.С., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Материал подготовлен на основе источников:

Медведева Е.Чему учить дошкольников: взгляд из будущего // Вести образования. - 18 декабря 2017.

Ситникова М. Н. Родители — первые учителя [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).

Царенко Н. В. Большая книга раннего развития ребенка: обучаем или калечим? - М, 2017.