Что делать, если у ребенка нет друзей

03.07.2020


1.jpg

 

В младшем школьном возрасте ребенку становится недостаточно внимания родителей или общения с родственниками. У него начинает складываться собственный круг личных отношений, появляется желание выделяться, быть высоко оцененным в группе. Пытаясь сблизиться с ровесниками, подходящими по духу и интересам, дети реализуют социальные потребности, а если этого не происходит, чувствуют себя одинокими.

Неумение находить общий язык с окружающими и заводить с ними дружбу для таких детей может стать серьезной проблемой. А отсутствие друзей в течение продолжительного периода времени влияет на самооценку ребенка и на его успехи в учебе. Наличие друзей и совместный досуг положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии школьника.

Ребенок, у которого нет друзей, становится замкнутым, тревожным. А ведь дружба важна для людей! С друзьями легче пережить неприятности, и поводы для радости появляются чаще.

Чаще всего причиной отсутствия друзей является незнание способов взаимодействия друг с другом, отсутствие навыков самоконтроля в общении.

 

Как же помочь детям дружить?

Именно родителям придется постараться, чтобы привить ребенку опыт коммуникации.

Во-первых, можно расспросить, какие качества ровесников нравятся ребенку, чем привлекают его окружающие, с кем бы он хотел общаться.

Обозначить и его интересы, увлечения, занятия. Научить присматриваться к одноклассникам или соседским ребятам, чтобы сблизиться с детьми, у которых похожие интересы.

Во-вторых, выяснить, какие действия предпринимает сам ребенок, чтобы найти друзей. Возможно, он просто не знает способов, как дать понять окружающим детям, что они ему интересны, и он хотел бы с ними дружить.

И, в-третьих, часто оказывается, что ребенок испытывает страх или нежелание сближаться с другими людьми. В этом случае можно обратиться за помощью к психологу, который скорректирует поведение ребенка.

Главное, что детям нужна помощь мудрого взрослого, который ненавязчиво направит и поддержит ребенка в преодолении трудностей и поиске друзей.

Резкая критика уже имеющихся друзей может привести к разрыву отношений и замкнутости. Поэтому лучше мягко объяснять, чем не нравится данный друг, направить внимание на его качества, мешающие дружбе.

Дружеские отношения ребенка нуждаются в помощи: не игнорируйте просьбы сходить в гости, приглашайте друзей к себе на праздники и без повода. При этом позвольте ребенку выбрать самостоятельно тех детей, которых он хотел бы пригласить к себе домой. Так появится возможность понаблюдать за друзьями ребенка и понять, какое влияние они могут на него оказывать.

Чаще организовывайте совместное общение детей: ходите в кино, участвуйте в школьных праздниках, устраивайте пикники и прогулки. Уделяйте внимание общению в семье: обсуждайте фильмы, разговаривайте на различные темы, приглашайте гостей, позвольте ребенку участвовать или наблюдать за вашим общением с друзьями. Благодаря такому опыту ребенок сможет понять основные навыки взаимодействия и доброжелательного отношения между людьми.

 

Дружба – это одна из сторон развития личности.

Повышайте самооценку ребенка. Не акцентируйте «слабые» стороны, такие, как замкнутость, застенчивость и отсутствие друзей. Чем больше ребенок будет не уверен в себе, тем сложнее будет ему решиться завязать дружбу.

Хвалите ребенка за успехи. Всегда говорите, что он интересный человек, и обязательно найдет друга с похожими увлечениями.

 

 

Зейгерман Полина Александровна, методист АИРО имени А.М. Топорова

 

Литература

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 209 с.

Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 2011. 432 с.