Формирование воли у младших школьников

28.12.2019

Воля — очень многогранное понятие. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у млад­шего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. По­этому родителям следует сосредоточиться на формировании таких компонентов воли, как:

-   умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с тре­бованиями социального окружения, то есть умение сознательно управлять своими действиями;

-   умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить начатое дело до конца.

00025.jpgУже в первые месяцы перед первоклассником встает гора школь­ных правил, которые необходимо бы­стро усвоить. В первое время дети на­рушают правила поведения чаще по­тому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек.

Руководящая роль в формиро­вании правильного поведения школь­ников принадлежит взрослым (учите­лю, родителям, старшим детям). Од­нако это руководство не должно ущемлять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них, подсказывающие вопросы и другие подобные действия старших формируют черты пассивности у младшего школьника. Кон­троль взрослых за проявлением волевого поведения от 1 к 4 классу должен сни­жаться, но не исчезать полностью.

Имеются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьёзную опасность. С одной стороны, это излишняя опека родителей лишает ре­бёнка необходимости прилагать какие-либо усилия. С другой стороны - перегрузка детей непосильными заданиями. В обоих случаях формируется привычка бросать начатое дело незавершённым.

Родителям надо запастись терпением, разъясняя и показывая ребенку, как вести себя правильно. Вследствие конкретного характера мышления младшие школьники нуждаются в показе: ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у него появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг.

Взрослым следует помнить, что для младшего школьника очень важна дос­тупность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание ус­пеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активи­зирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицатель­ные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольно­сти познавательных процессов — произвольного восприятия, произвольной памя­ти, произвольного внимания и пр.

Эта происходит только в том случае, если учебная деятельность с самого на­чала обучения приобретает для школьника личностный смысл, становится ему ин­тересной и значимой. В процессе обучения и развития волевые качества младшего школьника совершенствуются. Дети начинают проявлять целеустремленность, ре­шительность, настойчивость, выдержку, смелость, дисциплинированность.

Советы родителям:

-       доводить раз начатое дело до конца;

-      не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться сам, а лишь обеспечивайте условия выполнения дея­тельности;

-       поддерживайте чувство радости от достигнутого результата;

-      одобряйте ребёнка, внушая ему уверенности в том, что он сумеет выполнить трудное задание, например, «Я верю, у тебя все получится»;

-       подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него;

-       требуйте от себя того, что требуете от ребенка;

-      предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обду­манны и немногочисленны;

-       полезны различные игры по правилам: шашки, детское домино и другие.

Развитие у ребенка воли - огромный труд. От того справитесь ли вы с этой задачей, будет зависеть успешность ваших детей.

 

 

Кодочигова И.И., методист

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Материал подготовлен на основе источников:

Завьялова Н.Ю. Особенности воли младших школьников // Образование и воспитание, 2017. - №11. С. 19-21.

Хухлаева О.В. В каждом ребенке - солнце? - М: Генезис, 2009. - 317 с.