Психологические особенности детей младшего школьного возраста

16.02.2021

ir.png

В психологии – детской и педагогической, одно из главных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая давала бы полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды, поэтому, можно рассмотреть несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

Л.С. Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.

З. Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии, на протяжении которой происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения.

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода. На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития– период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка, которое резко меняет весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. Несформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а порой и просто ошибочными. Это может серьезно сказаться на процессе обучения, снизить его эффективность.

Особенности восприятия. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Особенности внимания. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий.

Особенности памяти. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается более продуктивной, чем непроизвольная.

Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения.

Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения в начале обучения в школе отмечается бедностью деталей воссоздаваемых образов. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе происходит значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

Развитие речи. Процесс обучения в школе ориентирован на формирование произвольной, развернутой, спланированной речи младшего школьника. Развитие речи становится целенаправленной деятельностью ребенка. Происходит освоение письменной речи – более сложной формы речи, чем устная (требующей мгновенного декодирования графических символов-букв, более продуманного построения фразы, более точного изложения мыслей).

В условиях обучения изменяется и общий характер эмоций детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.

Отдельно следует отметить кризис 7 лет, который может проявиться и в возрасте 6–8 лет. Данный кризис Л.И. Божович называет «периодом рождения социального Я-ребенка». В этот период происходит осознание своего места в мире общественных отношений, происходит переоценка ценностей (меньшую ценность приобретает игра, большую – учебная деятельность), появление новых мотивов поведения. Младший школьник уже способен более или менее адекватно оценить последствия и место будущего поступка в системе отношений. Младший школьник, оставаясь эмоционально открытым, постепенно утрачивает детскую непосредственность, возрастает и саморегуляция эмоциональных состояний (школьник пытается не показывать другим, что ему плохо). Кризисным проявлением становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам. Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие создают подходящие условия для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом особое отличие этого возраста от других возрастных периодов.

 

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

Источники:

Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.

Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.

Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Блонский П.П. Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал гос.пед.ун-т; авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.