Ребенок жалуется на одноклассников. Чем отличается школьный конфликт от травли

12.10.2020

img9.jpg

В зависимости от личных особенностей и воспитания не каждый ребенок с первых дней в школе проявляет себя уникальной личностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, вступают в конфликты или молча, терпят насмешки. Иногда в отношения детей можно не вмешиваться. Но в классах часто возникают ситуации, когда конфликт переходит в травлю внутри коллектива или даже школы.

Ребенок, подвергшийся травле, не всегда рассказывает родителям об этом. Однако, именно родители раньше других окружающих, замечают, что у ребенка не складываются отношения в классном коллективе. Ребенок избегает или сторонится одноклассников, испытывает трудности в общении с ровесниками, приходит со школы в плохом настроении – всё это является признаками, что у ребенка появились проблемы.

Но как родителям разобраться – возник ли конфликт интересов между учащимися, или ситуация гораздо сложнее, и ребенок уже оказался жертвой буллинга?

1541750854_3.jpg

И дети, и взрослые не всегда могут сразу определить, какое именно явление имеет место: конфликт или школьная травля.

Разбираться в понятиях необходимо не только родителям и учителям, но и самим школьникам. Ведь часто в буллинге присутствуют и наблюдатели, которые предпочитают не вмешиваться, а следить за событиями со стороны, считая происходящее конфликтом между двумя учениками. Свое бездействие впоследствии школьники объясняют тем, что считали насмешки над кем-то безобидными шутками и не придали серьезного значения ситуации.

Чтобы понять отличия школьного конфликта и травли, необходимо рассмотреть причины и механизмы возникновения каждого из явлений.

В школьном конфликте, как правило, участвуют две стороны, при этом конфликт, чаще всего, является незапланированным, проявляется внезапно под влиянием эмоций. У конфликта есть важное отличие – это одномоментное действие, которое происходит «здесь и сейчас». Конфликт может быть разрешен детьми самостоятельно или с помощью взрослых. Может иметь непродолжительное развитие по времени. Но он обязательно прекращается, когда обе стороны получают удовлетворение своих интересов и договариваются.

Буллинг или школьная травля – имеет абсолютно другую природу и отличается от конфликта преднамеренным, организованным и постоянно возникающим агрессивным действием.

В буллинге обязательно присутствует жертва, вокруг которой разворачиваются агрессивные действия.

Это могут быть насмешки, различного рода пакости, запугивания и физическое насилие.

При буллинге ребенка отделяют от группы, пытаются сделать изгоем, травят, смеются над ним. При этом травля возникает, когда группе нужно объединиться «против кого-то» или когда есть буллер, который стремится самоутвердиться за счет других. Для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость, неравность сил. 

Буллинг чаще всего возникает там, где отношения строятся на подчинении или доминировании. Такой опыт ребенок может принести из семьи, не умея строить дружеские отношения, решать спорные ситуации. Ведь именно семья прививает ребенку навыки общения и взаимодействия с окружающим миром.

Однако, следует справедливо заметить, что не все дружеские насмешки, поддразнивания, ссоры можно трактовать как буллинг.

Детям, которые что-то не поделили, необходимо дать возможность решить конфликт мирным путем. Довольно часто взрослые берут инициативу разрешения конфликта на себя и назначают виновника и жертву.

И тот, кого обвиняют, и тот, кто пострадал, теряют шанс научиться управлять конфликтами, теряют долю доверия к миру. Первый, потому что его не понимают, считают агрессором, хотя он лишь отстаивал свои интересы или шалил, второй начинает воспринимать себя как жертву. Поэтому взрослым важно правильно оценить ситуацию, прежде чем вмешиваться. Если имеет место конфликт, сначала необходимо дать шанс ребенку попробовать решить ситуацию самостоятельно. Помощь взрослого будет заключаться в моральной поддержке, определении причин конфликта, поиске возможных путей решения.

При буллинге ребенок не может в одиночку противостоять толпе и решать проблему самостоятельно. При возникновении школьной травли понадобится комплексная поддержка взрослых: учителя, родителей, школьного психолога. Только совместно выработанными усилиями можно остановить школьную травлю.

В любой ситуации родителям необходимо поддерживать со своими детьми доверительные и дружеские отношения. Те семьи, где есть взаимопонимание и поддержка, быстрее справляются с возникающими трудностями, а ребенок получает ценный шанс быть услышанным.

 Литература:

1. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе// Этнографическое обозрение. 2016. - №2. - С.99-115.

2.  Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе //Этнографическое обозрение. 2010. – №2. – С.55-68.

3.  Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли//Вопросы образования/ Educational Studies Moscow. 2019. – №2. – С. 78-92.

4. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде – мифы и реальность//Мир науки, культуры и образования. 2014. - №3. – С.182-185.

 

Зейгерман Полина Александровна, преподаватель кафедры начального общего образования КАУ ДПО АИРО им. А.М. Топорова