Как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе

03.07.2020

Как подготовить незрячего ребенка к обучению в школе

 

1.jpg

 

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Возможность реализовать свой потенциал у слепого ребенка в значительной степени зависит от умения взрослых создать благоприятную и доброжелательную обстановку, в которой бы обучающийся чувствовал себя комфортно и уверенно, мог максимально проявлять активность и самостоятельность.

 

Особенности развития познавательной сферы ребенка с нарушением зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально видящего ребенка.

 

Коррекционно-развивающие направления подготовки незрячих детей к школьному обучению

Согласно федеральному государственному стандарту (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, при подготовке к школе слепых и слабовидящих детей рекомендуется обратить внимание на:

Двигательное развитие:

повышение двигательной активности ребенка;

формирование жизненно-важных двигательных явлений;

развитие функций руки, в том числе мелкой моторики.

Развитие зрительного восприятия:

повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира;

повышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности.

Социально-бытовую ориентировку:

навыки пользования бытовыми приборами;

знания о личной гигиене, способах ухода за одеждой и обувью;

культуру поведения в различных социально-бытовых условиях.

Пространственную ориентировку:

развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке;

преодоление страха пространства, неуверенности в своих силах.

Развитие коммуникативной деятельности:

формирование образов окружающих людей;

формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта.

 

2.jpg

Рекомендации для родителей (законных представителей) по подготовке детей к обучению в школе:

1. Учите ребенка выполнять простые движения: поднимать руки вверх, в стороны, вперед, вниз и т.д. Делайте с детьми зарядку. Выполняйте упражнения ритмической гимнастики. Предоставьте ребенку возможность кататься на велосипеде в безопасном месте. Ограничение движений слепого ребенка приводит к тому, что у него не развивается вся двигательная сфера, в особенности руки – основные орудия познания слепого, появляются навязчивые стереотипные движения.

2. Уделите внимание развитию самостоятельности. Не пресекайте попыток ребенка предпринимать что-то самому. Научите его придерживаться распорядка дня, самостоятельно раздеваться и одеваться, пользоваться туалетом и пр. Делайте посильные поручения по дому, незаметно помогая при необходимости, укрепляя веру ребенка в то, что он может непосредственно участвовать в труде всей семьи.

3. Обратите внимание на поведение ребенка. Он должен здороваться, прощаться, спокойно сидеть за партой и слушать определенное время, не мешая другим, отвечать на вопросы взрослого. При этом важно научить ребенка терпению, так как некоторым детям трудно перестать отвечать на все вопросы учителя, даже если они обращены не к нему. Научить ребенка этому можно во время походов в театр, прослушивая аудиозаписи, вместе читая сказки, применяя игры с правилами, например подвижные игры, когда за несоблюдение правил нарушителю начисляется штрафное очко или он вовсе выбывает из игры. Учите ребенка общению, не ограничивайте его взаимодействия со зрячими сверстниками.

4. Используйте различные игры и упражнения для развития моторики:

- захват мелких предметов двумя разными пальцами поочередно; упражнения на манипулирование и удерживание предметов, необходимых в быту (полотенце, расческа, ложка, тарелка, игрушки и т.д.);

- работу с различными видами мозаики, пластилином (скатывание колбаски, шариков), сортировка мелких предметов;

- пальчиковую гимнастику.

5. Необходимо учить ребенка обследованию предметов с помощью осязания. Учите их ощупывать двумя руками, так, чтобы в работе участвовали не только кончики пальцев, но и вся кисть. Обращайте внимание детей на последовательность знакомства с предметами, учите ребенка обследовать предмет планомерно сверху вниз или слева направо. К шести годам ребенок должен уметь находить части в самых различных предметах (например, спинку, сиденье и ножки у стула, колеса, кабину и кузов у игрушечного грузовика). Учите ребенка различать материал, из которого изготовлены предметы: дерево, камень, стекло, металл, пластмасса, бумага, ткань, кожа. Помогите ему использовать различные ощущения: осязательные, звуковые, температурные, а при наличии остаточного зрения и зрительные.

6. Необходимо научить ребенка обследовать предметы, выработать у него желание познавать мир, не бояться незнакомых предметов. Для этого родители должны использовать любые подходящие ситуации – прогулки, экскурсии, поездки в гости, за город и т. д. Очень важно, чтобы сами родители не стеснялись дефекта своего ребенка, останавливались у каждого незнакомого ребенку предмета и давали ему возможность его обследовать, направляли руки, указывая существенные и характерные признаки предмета. В процессе ознакомления с окружающим родители должны учить ребенка узнавать предметы, явления по доступным для восприятия слепых признакам (например, узнавать предметы по звукам, которые они издают), учить делать простейшие умозаключения. С теми предметами, которые ребенку нельзя дать в руки, его можно познакомить через игрушки. Нужно покупать игрушки, исходя из их полезности для развития слепого. В некоторых из них не выдержаны правильные пропорции изображаемого предмета. Это создает у слепого неправильные представления о реальных предметах. Такие игрушки покупать не следует. Для незрячего ребенка очень важно, чтобы поверхность игрушки была похожей на поверхность натурального предмета. Хороши озвученные игрушки. Многие родители могут их сделать сами. Например, чтобы ребенок мог играть с мячом, нужно его озвучить. Сделать это очень просто: в обыкновенную волейбольную камеру положить горох.

7. Готовьте ребенка к обучению чтению и письму. Прежде всего, ориентироваться на листе бумаги: находить верхнюю и нижнюю, а затем правую и левую стороны. После этого нужно учиться находить углы: правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний, а также показывать середину листа. Полезны и специальные занятия по ознакомлению с брайлевскими колодками, прибором, грифелем, упражнения в написании и узнавании групп точек при различном их расположении.

 

 

Дрожжина Ирина Олеговна, методист кафедры социализации и развития личности КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования

им. А.М. Топорова»

 

Литература

Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. – Москва : Российская Академия Образования, 2005. – 265 с.

Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/