Держим правильный курс на сдачу экзаменов! (Памятка для родителей)

26.03.2020

У выпускников 9 и 11 классов наступает жаркая пора подготовки и сдачи выпускных экзаменов. Экзаменов боятся все. Страх вызывает не экзамен сам по себе, а то значение, которое ему придают родители, учителя и сам ребенок.

«Ты должен показать максимум, на который способен», «От этого экзамена зависит твоя дальнейшая жизнь!», «Понимаешь, насколько важно хорошо сдать ЕГЭ?». Под прессом этих ожиданий и амбиций взрослых выпускник весь год усваивает огромный объем информации и демонстрирует бешеную работоспособность. Некоторые из них признаются, что в какой-то момент чувствуют себя человеком-функцией, машиной по проставлению галочек и набиранию баллов. А потом вдруг «неожиданно» за несколько месяцев до экзаменов у ребят начинаются сильнейшие головные боли, нервные срывы, бессонница, у девочек нарушается цикл…  Тревога, напряжение, страх неудачи и ответственность за ожидания взрослых настолько выматывают за год, что к экзаменам большинство выпускников приходят физически и психически опустошенными.

 

v.jpg

 

Успешность сдачи ЕГЭ зависит от трех факторов: от подготовки по предмету, здоровья и физиологического состояния ребенка и от психологической готовности школьника к экзамену.

За приобретение знаний несет ответственность сам ученик, состояние здоровья не всегда поддается улучшению, а вот психологический настрой зависит от окружения: в школе за него отвечают учителя, а дома — родители. Чем могут помочь родные и близкие?

Распространенная ошибка родителей — следить, чтобы ребенок полностью сосредоточился на учебе. Да, родители могут и должны разговаривать с ребенком о ЕГЭ, но только не в назидательном тоне и без менторских интонаций. Целесообразно обсудить самые неприятные исходы ЕГЭ и придумать план Б. Кроме того, родителю важно понимать, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями, что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться.

Накануне экзаменов, например, вообще рекомендуется отложить занятия, выспаться, погулять на свежем воздухе, чтобы набраться сил и не перегореть. Поход ребенка с друзьями в кино и на прогулки, двигательная активность — это возможность переключиться и снизить уровень беспокойства.

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам— быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

1. Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.

2. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться.

3. Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Не «подтянуть английский», а «выучить случаи использования Past Perfect».

4. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков. Для этого бывает полезно разобраться (если не сделали этого раньше), какие способы освоения учебного материала больше всего подходят вашему сыну или дочери. Кому-то для лучшего запоминания важно проговаривать — ходить и рассказывать. Кому-то — нарисовать схему, написать шпаргалку с какими-то опорными сигналами. Кому-то нужно проделать много типичных заданий, чтобы чувствовать себя уверенно. .

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

 

Основная задача родителей выпускника – поддержка у ребенка уверенности в собственных силах и создание таких условий, чтобы у него в голове не крутилась идея, что он обязан соответствовать родительским ожиданиям.

Если родители и близкие поддерживают своего сына или дочь на всем протяжении подготовки к экзаменам, сопереживают ему и готовы разделить с ним как успех, так и неудачу, то предэкзаменационная ситуация и даже неуспех на экзамене никогда не станут для выпускника драмой. Сейчас перед каждым выпускником огромное количество возможностей и перспектив, вне зависимости от результатов ЕГЭ. И об этом нужно помнить самим и говорить своему ребенку.

 

Вдовина Е.Г., заместитель директора

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Использованы источники:

ГИА: психологическая помощь обучающимся (методические рекомендации для педагогов-психологов) / авт.-сост.: М.А. Алимова, Е.Г. Вдовина. – Барнаул: КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи», 2018. – 66 с. [Электронный ресурс].

Журнал «Матроны.RU»

Семейный сайт 7ya.ru