Осторожно: каникулы

20.02.2020

00047.jpg

Впереди лето, каникулы. Для ребят - радость, для родителей - забота. Ведь весь год подросток находился в школьной системе с ее правилами и порядками. А летом - улица, дворовые компании и практически полное отсутствие надзора за тем, чем занимается ребенок, пока родители на работе. Как правило, летом наблюдается резкий рост детской преступности и правонарушений.

Ребенку в подростковом возрасте свойственно стремиться к независимости, одновременно желая сохранить отношения с людьми, которые о нем заботятся. Мощные гормональные сдвиги делают его поведение эмоционально неустойчивым, а восприятие критики и замечаний – болезненным. А процесс формирования мировоззрения и системы ценностей побуждает постоянно размышлять над вопросами - кто я и какой я хочу видеть свою жизнь? - и примерять на себя различные роли.

И родителям важно это учитывать при общении с подростком.

Подросток в каникулярное время может:

•       попасть под «дурное влияние» сверстников или более старших подростков;

•       «заиграться» и прийти домой позже обычного;

•       уехать с друзьями, забыв предупредить об этом родителей;

•       попробовать спиртное;

•       вступить в сексуальные отношения из любопытства.

•      «проявить себя» в клубах, что может привести к правонарушениям и участию в драках.

 

На какие сигналы в поведении и внешнем виде подростка

родителям стоит обратить внимание

 

•      изменилась манера поведения подростка: он начал хамить, вести себя вызывающе. В его речи появились чужие выражения и слова;

•      изменения в стиле одежды могут указывать на то, что он стал членом какой- либо группы (готы, анимэ, др.), в которой есть свой устав и дресс-код. Этот вопрос надлежит прояснить как можно раньше, чтобы по возможности предотвратить нежелательное влияние группы на его личность;

•      появление в доме новой дорогой вещи. С целью исключения воровства узнайте, чья она и как она попала к подростку;

•      отсутствующий взгляд, замкнутость, замедленность речи. Обязательно обратите на это внимание! Причины этого могут быть разные, в том числе и употребление каких-либо веществ. Возможно, необходима помощь медиков.

 

Помните, что Ваш ребенок делает это не назло Вам. Это его способ изучить себя и окружающий его мир. Способ, которым он пытается понять, что он из себя представляет, и как ему жить дальше, став взрослым.

 

Важно помнить, что если Вы действительно хотите повлиять на своего ребенка, ни при каких обстоятельствах не снижайте его чувство собственной значимости (замечу, что это правило работает и в отношениях со всеми другими людьми). Направляйте свои замечания на поведение, а не на личность подростка. В противном случае Вы только настроите его против себя и подтолкнете его к поиску собственного самоуважения в других местах.

В общении с подростком придерживайтесь следующих правил:

ü     Если Вы сами очень сильно раздражены, то в этот момент не стоит начинать разговор. Пусть говорит с ребенком тот родитель, кто более спокоен. Предупредите ребенка о том, что через минуту Вы хотите с ним поговорить. Дайте ему время настроиться на разговор.

ü     Прежде, чем что-то сказать, установите зрительный контакт с подростком. Сначала убедитесь, что он смотрит на Вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на Вас). Когда Вы смотрите друг другу в глаза - подросток в Вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос.

ü     Говорите с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте, не срывайтесь на крик или обвинения - дайте ему почувствовать, что он значим для Вас. Это располагает к доверительной беседе.

ü     Сделайте так, чтобы Ваш разговор проходил с глазу на глаз, без посторонних свидетелей. Особенно, если Вы планируете делать ему замечания. Помните, что подростки очень болезненно воспринимают критику, так как их психика в этом возрасте очень неустойчива. Подрыв самооценки ребенка может привести к серьезным проблемам во взрослом возрасте.

ü     Если подросток грубит, сразу указывайте ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту: "Говорить мне "отстань!" - недопустимо. Постарайся сделать так, чтобы я это больше не повторяла".

ü     В разговоре разъясняйте ему к чему могут привести его поступки в ближайшем и далеком будущем. Приводите примеры из своего опыта и опыта ваших знакомых, родственников. Во время таких разговоров подросток учится анализировать свои поступки, делает свой жизненный выбор: каким он хочет быть и как он планирует жить дальше.

 

ü     Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его. Поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще себя так вести.

00048.jpg

Летние каникулы - удачное время, чтобы пройти профдиагностику для подростка. Так Вы узнаете о том, в каких областях деятельности он сможет реализовать свои таланты и интересы. Профконсультация по результатам диагностики станет хорошей основой для выбора будущей профессии, поможет правильно выбрать экзамены по ЕГЭ.

Чтобы избежать конфликтов и недопонимания, заранее обсудите с подростком организацию его времени в каникулярное время

1.   Установите «правила внутреннего распорядка» на время каникул, в какое время подросток должен быть дома, какие домашние обязанности за ним закреплены; договоритесь с ним о системе связи в случае непредвиденных ситуаций.

2.   Спланируйте свои выходные дни или отпуск так, чтобы вы могли провести время вместе, чтобы с Вами он мог научиться чему-то новому и полезному. Например, мальчик - удить рыбу, а девочка - ее чистить и варить уху; отличать съедобные грибы от ядовитых, участвовать в ремонте машины, кататься на водных лыжах, сходить в туристический поход, спуститься в подземную пещеру, заняться фотоискусством и др.

3.   Создайте позитивный контекст: определите ребенка в детский лагерь, где с ним будут заниматься педагоги; туристическую или спортивную секцию; археологическую экспедицию, кружок по интересам. Дайте подростку почувствовать ценность денег, устроив его на подработку через Центр занятости. Это позволит ему ощутить себя взрослым и самостоятельным.

00049.jpg

Помогая ребенку организовать каникулы, родители должны помнить о праве выбора и самостоятельности. Конечно, подростка нужно частично контролировать и стараться сделать так, чтобы свободное время принесло ему максимальную пользу. Но перегружать каникулы мероприятиями не стоит. Подросток не должен ощущать непрерывный и давящий родительский контроль — это очень важно. Следует просто подтолкнуть его к той или иной идее, сделать ему предложение, при этом не навязывать собственный «сценарий». И не следует забывать, что лето — это время веселья, хорошего настроения и беззаботности, так пусть оно таким и будет.

Сартакова А.В., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

Подготовлено по материалам сайтов:

https://deti.mail.ru

http://www.b17.ru

http://www.owoman.ru/semya/

https://portal-slovo.ru