Рискованное поведение подростков: На что обратить внимание

16.10.2020

timeline1.jpg

Постоянно меняющийся стиль и ритм жизни, правила, установки, потребности заставляют молодое поколение самореализовываться так, чтобы выжить в обществе. Нередко пути самореализации приводят к рискованному поведению в их деятельности. Стремясь добиться лучшего результата в желаемой области, быть в числе первых, они приносят в жертву свои потребности, интересы, психологическое состояние. Следовательно, постоянно прибываю в уязвимом и упадочном состоянии.

Так, особо подверженным в проявлении рискованного поведения, становится подростковый возраст. Именно этот возрастной этап является наиболее дискуссионным в области возрастной психологии. Единство мнений заключается в том, что это период интенсивного личностного развития.

Подросток находится на рубеже возрастов. Он уже не в детстве, но еще не вступил в юность. Сама пограничность положения носит неустойчивый характер, что влечет за собой массу противоречий и трудностей. То, что побуждало учащегося активно учиться и познавать новое уже не актуально, а дальнейшие перспективы еще не доступны. Увеличивается нагрузка на подростка, изучаемых предметов становится больше, коллектив педагогов, группы знакомых и значимых людей растут. Соответственно возрастают и требования, предъявляемые к ребенку.

На эмоционально-волевом «фронте» подросток проявляет себя бурно и страстно. На малейшую критику или замечание может последовать очень эмоционально-негативная реакция. Раздраженность, недоверие, слабость самоконтроля сопутствуют подростковому возрасту. У кого-то это проявляется ярче, у кого-то слабее. Это приводит к обрывочности действий.

Кроме этого, необходимо отметить, что подростковый возраст является одним из значимых факторов проявления рискованного поведения. Пик  возникновения и яркого проявления риска, чаще наблюдается в период 15-16 лет. Поскольку данный возраст отягощен многоплановостью, многосторонностью подростка.

При этом в силу собственной незащищенности, недостаточной осведомленности, легкости в совершении контактов, подростки становятся особенно подвержены жестокому обращению, насильственным действиям, а значит с легкостью могут стать жертвами в сложной и травматичной для них ситуации.

11417001033_0ba3ef7b68_h.jpg

Важно помнить о том, что между поведением и самой личностью существует неразрывная связь. Ее психические свойства являются предпосылкой и результатом деятельности. При условиях в определенной ситуации складывается поведение, основанное на некоторых правилах, нормах, взглядах, особенно значимых для личности. Именно они становятся относительно устойчивыми свойствами личности, которые в свою очередь проявляются в поведении.

Так, деструктивное поведение, преступление, несчастные случаи могут стать причинами к развитию физических, психических, социальных черт и признаков, которые создают предрасположенность к превращению человека в жертву.

Личность с рискованным поведением часто неосмотрительна, конфликтна, склонна к проявлению агрессивности, эгоцентризму, эксцентричности, нерешительности, проявляет личностную незрелость, инфантильность, доверчивость, легковерность и имеет повышенную тревожность.

Так типы поведения подростков могут свидетельствовать о выборе ими определенных действий.

К агрессивному типу поведения относятся люди, часто провоцирующие конфликтны, они склонны попадать в опасные для жизни и здоровья ситуации посредствам проявления провоцирующего или агрессивного поведения. Формой проявления провоцирующего поведения со стороны потерпевшего могут быть: оскорбления, издевательства и клевета. Проявление агрессии, такой личностью, может быть направлено, как по отношению к определенным лицам и в определенных ситуациях, так и «размытой». У людей склонных к агрессивному типу наблюдается склонность к антиобщественному поведению, нарушению социальных правил, норм и этических ценностей. Такие люди легко поддаются эмоциям негативного характера, например нетерпимость, вспыльчивость.

Следующий тип имеет склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению или его называют моделью активного рискованного поведения. Для людей имеющих данную склонность характерна жертвенность, как следствие активного поведения человека, провоцирующая ситуацию виктимности обращением или просьбой со стороны жертвы.

Активные потерпевшие могут проявлять провоцирующее поведение, для реализации которого привлекаются иные лица, и самопричиняющее, для которого характерно необдуманность, склонностью к риску часто опасному не только для себя, но и окружающих. Последствия собственной деятельности могут не осознаваться.

К следующему типу поведения автор относит склонности к гиперсоциальному рискованному поведению или модель инициативного рискованного поведения.

Личности склонные к данному типу проявляют жертвенное социально одобряемое поведение. К ним относятся лица, положительное поведение которых обращает на них преступные действия агрессора. Такой человек всегда демонстрирует положительное поведение в любой ситуации, не зависимо от того является она положительной или отрицательной. Так же стоит отметить, что личности данного типа считают недопустимым уклонение от вмешательства в конфликт, даже если это угрожает их здоровью и жизни. Потерпевший не осознает последствий таких поступков. Он всегда решителен, смел, отзывчив, искренен и добр. Такие личности всегда нетерпимы к поведению, нарушающему общественный порядок.

Следующим типом поведения является склонности к зависимому и беспомощному поведению или модель пассивного рискованного поведения.

К данному типу относятся лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику по различным причинам: в силу возраста, физической слабости, беспомощного состояния, трусости, из боязни ответственности за собственные противоправные или аморальные действия и т. д. Такие люди, чаще выбирают установку на беспомощность. Они не проявляют желания к самостоятельной деятельности, всегда надеются на помощь. Такие личности постоянно вовлекаются в кризисные ситуации с целью получения сочувствия и поддержки окружающих.К описательным характеристикам таких людей можно отнести: робость, скромность, внушаемость, конформность и низкую самооценку. Вариант усвоенной беспомощности возможен в результате неоднократного попадания в ситуации насилия. Поэтому жертва часто уступчива, оправдывает чужую агрессию, склонна всех прощать.

И последний тип поведения, склонность к некритичному поведению или модель некритичного рискованного поведения.

К данной группе относятся лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации. Некритичность может проявиться как на базе личностных негативных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.). Эти лица демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов: эмоциональное состояние, возраст, уровень интеллекта, заболевание. Личность некритичного типа обнаруживает склонность к спиртному, неразборчивость в знакомствах, доверчивость, легкомысленность. Имеет непрочные нравственные устои, что усиливается отсутствием личного опыта или не учетом его. Склонны к идеализации людей, оправданию негативного поведения других, не замечают опасности.

В число разнообразных и взаимосвязанных психологических факторов рискованного поведения подростков, необходимо включить:

1. Индивидуально-психологический фактор. В случае затруднения социальной адаптации ребенка, необходимо обратить внимание на индивидуально-типологические особенностей развития темперамента, психобиологические предпосылки поведения, эмоциональную сферу, способности и другие психологические образования.

2. Психолого-педагогический фактор. Может проявляться в дефектах семейного и школьного воспитания, которое способствует неблагоприятной межличностной ситуации развития.

3. Социально-психологический фактор. Неблагоприятные особенности, раскрывающиеся во взаимодействии ребенка с ближайшим окружением.

4. Личностный фактор. Подросток проявляет избирательное отношение к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам собственного окружения. Кроме этого, он избирателен в личной способности к волевой саморегуляции и ценностных ориентациях.

Наиболее серьезными аспектами повышенного риска, проявляемого подростками являются:

1. телевидение, где демонстрируются табачные изделия, спиртные напитки, средства для похудения и т.п.;

2. негативное воздействие взрослых на психику ребенка;

3. группа сверстников, имеющих асоциальное поведение.

Все эти аспекты формируют антиобщественную установку личности, в следствии чего подросток совершает противоправные действия и ведет асоциальный образ жизни. Выбирая данный стиль жизни, ребенок рискует оказаться в положение жертвы.

Подтверждением того, что подростки относятся к категории особого риска являются особенности возраста – эмоциональная незрелость, неумениесоразмерять желания и возможности удовлетворениясобственных потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать независимым.

Таким образом выделено множество факторов, оказывающих влияние на склонность к рискованному поведению подростков, связанных с окружением и обстоятельствами в которых они находятся.

 

Использованная литература:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва : Мысль, 1997. – 327 с.

2. Андронникова, О. О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О. О. Андронникова // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 332. – С. 25-28.

3. Бубнова, И. С. Проблема виктимного поведения подростков и его социально-педагогическая профилактика / И. С. Бубнова, А. Г. Терещенко // Психология в экономике и управлении. – 2015. – № 1. – С. 89 – 93.

 

 

Дерксен К.С., ведущий психолог ЦПиСЗМ ФГБОУ ВО «АлтГПУ»