Как избежать ошибок при формировании письменной речи

03.07.2020


1.jpg

 

База успешного формирования письменной речи:

качественно и количественно богатая устная речь;

начатки звуко-буквенного анализа и синтеза;

фонетико-фонематические восприятие;

пространственно-временные категории и другое с учетом особенностей речевого онтогенеза каждого ребенка.

Желательно, чтобы к этапу овладения письменной речью у ребенка было сформировано звукопроизношение, недоразвития и нарушения в устной речи, а также в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, фонетико-фонематического восприятия отсутствовали.

Звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звуко-буквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:

- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

-умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки - фонемы - из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;

-умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова. Ученики с недостаточным развитием звуко-буквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки ([с] - [ш], [з] - [ж]), звонкие и глухие ([б] - [п], [д] - [т], [г] - [к] и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук [з] подбираются такие слова, как «жаба», «жук»; на звук [г] – «корабль», «кукла».

Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);

зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);

двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Речеслуховой анализатор.

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п.

Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию. Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез.

Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок

1. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.

2. Использование графических обозначений звуков.

3. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце слова. (к___, ___к___, _____к).

4. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.

5. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.

6. Звукобуквенный анализ слов.

7. Придумывание слова по заданной схеме.

8. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с заданным звуком.

Двигательный анализатор.

В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина: дрожание линии; быстрое наступление мышечного утомления; небрежное выполнение письменных работ.

Для развития мелкой моторики можно использовать:

1. Пальчиковые упражнения.

2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос – ухо».

3. Изготовление буквы из различного материала. Например, из бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву. Либо выложить букву из ниток, крупы.

Речедвигательный анализатор.

Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Для развития речедвигательного анализатора рекомендуется:

1. Контролировать правильное произношение звуков ребенка.

2. Выполнять упражнения на развитие движений губ, языка, щек.

3. Выполнять упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха. Надувание воздушных шаров. Сдувать с носа кусочек бумаги. Дуть через соломинку. Сдувать с ладошки лист бумаги.

«Сигнал» - набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

«Болтушка»- набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.

«Загони мяч в ворота» - набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе. Направлять ватку в ворота, сделанные, например, из кубиков.

4. Проговаривать чистоговорки, скороговорки. Зрительный анализатор. При недоразвитии зрительного анализатора ребенок может допускать следующие ошибки:

1. Смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.

2. Зеркальность (буквы с, э, з, е)

3. Трудность удержания строки, наклона.

Для развития зрительного анализа и синтеза рекомендуются ряд заданий. Назвать предметы по их контурам. Назвать и дорисовать предметы. Назвать перечеркнутые изображения. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга. Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке. Показать правильное написание букв. Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры). Для развития зрительной памяти рекомендуется: запомнить картинки (четыре – пять), а потом найти их среди других (восемь – десять); запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно; игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать какой игрушки или предмета не стало).

Приведем пример заданий создающих условия усиления концентрации и устойчивости зрительного внимания у ребенка при формировании письменной речи. Перед началом работы ребенку сообщается задание: «Перед вами на листе ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».

Первоначальное количество линий, предлагаемое ребенку, зависит от уровня его подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях.

Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено. Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах: — без ограничения времени и с его ограничением. Это упражнение можно провести в виде занимательного материала. Например, вместо клеток использовать животных (членов семьи и т.д.), от которых идут перепутанные линии к еде (детям, игрушкам, подаркам и т.д.), т.е. необходимо определить, кто что кушает, кто во что играет, у кого какие подарки и т. д.

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.

 

 

Алимардонова Людмила Владимировна, доцент кафедры социализации и развития личности КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова, учитель-логопед центра дистанционного образования детей-инвалидов — структурного подразделения КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат», канд. пед. наук

 

Источники

Как избежать ошибок при формировании письменной речи: – URL:http://logoportal.ru/kak-izbezhat-oshibok-pri-formirovanii-pismennoy-rechi.html

Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.

Тосуниди О.М. Дидактический материал для автоматизации чтения. — М.: Издательство: ПАРАДИГМА , 2011. - 180 с.