Как помочь ребенку правильно писать слова

12.10.2020

disgrafiya-1.jpg

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

●      сначала надо мысленно разделить слово на звуки;

●      нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;

●  вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;

●      мозг подает команду руке;

●      применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Ошибки при письме делятся на специфические логопедические и ошибки на изученные и неизученные правила русского языка.

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Не все школьники, особенно младшие, чётко понимают, зачем им необходима грамотность. Поэтому родителю стоит объяснить, почему важно писать без ошибок. Например, грамотный человек производит на окружающих хорошее впечатление, у людей возникает больше доверия его профессиональным качествам и т. п. Хорошая мотивация позволит ребёнку быть более внимательным на уроках и усерднее учить правила. А результат не заставит себя долго ждать.

small_information_items_3181.jpg

Проверяйте домашнее задание

Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.

Заинтересуйте ребёнка чтением

Люди давно поняли, что чтение книг повышает уровень грамотности. Для развития грамотности учёные советуют школьникам читать, в первую очередь, классическую литературу. Поэтому следите, чтобы ребёнок не игнорировал чтение художественных произведений по школьной программе и не забывал о книгах в выходные дни или на каникулах.

Учите школьника понимать правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по-иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении. Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.

Пишите дома диктанты

Не обязательно заставлять ребёнка ежедневно писать поэмы. Достаточно диктовать по 3−5 предложений в день и разбирать слова, в которых были допущены ошибки. Даже такая получасовая практика хорошо тренирует грамотность. Конечно, диктовать лучше не всякий текст, а ориентированный именно под возраст вашего ребёнка.

Диктант - какое страшное слово для многих школьников. Казалось бы, что может быть трудного в написании диктанта. Оказывается, за этим маленьким словом прячется, наверное, самый трудный и часто используемый вид проверки грамотности наших школьников.

Диктант - не самая приятная работа, но без нее никак. Уже начиная с первого класса школьники пишут диктанты. Сначала буквенные, затем слоговые, а потом появляется много разных видов диктантов: и выборочные, и объяснительные, и обучающие, и контрольные.      

Как подготовить ребенка к диктанту и помочь ему справиться со страхом перед этой работой? К сожалению, подготовиться к диктанту за один день невозможно. Любой диктант - это результат продолжительной работы и тренировки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок писал диктанты правильно, надо приготовиться к длительной работе. Но не переживайте. Не так страшен волк, как кажется. Работа, конечно, будет длительной, но не очень трудной.

Регулярное чтение художественной литературы

Для начала, надо отметить, что чем больше читает ребёнок, тем лучше он справляется с этим видом работ. Следовательно, начинать подготовку к диктантам надо с чтения книг.   Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость человека, т.е. умение замечать и запоминать как пишется слово. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и зрительная память, которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.

Навык письма под диктовку надо развивать и закреплять. А для этого нужно чаще писать небольшие диктанты самостоятельно дома. При этом совсем не обязательно покупать специальные сборники диктантов, можно воспользоваться учебником русского языка. Выбираете упражнение, которое ребенок еще не проходил или прошел уже давно и успел забыть. И диктуете, а ребенок записывает.

Почему удобно использовать учебник? Потому, что там используются слова на изученные орфограммы и предложения определенного уровня сложности. Вы закрепляете знание орфограмм, словарных слов и тренируете ребенка в написании диктанта.

При написании диктанта, взрослый сначала читает весь текст, чтобы ребенок имел представление о том, что будет писать. Если пишете не текст, а просто отдельные предложения, тогда читаем по предложению. Затем читаем одно предложение и начинаем записывать. При этом для 1- начала 2 класса лучше акцентировать внимание ребенка на каждом слове: "Первое слово - Наступила". Когда ребенок написал, - "Следующее слово - холодная". "Следующее слово - зима. Предложение закончилось". Так вы обращаете внимание ребенка, что слова пишутся отдельно и "напоминаете", что в конце предложения надо поставить точку. Кроме этого, проговаривая слова для первоклассников, надо говорить их так, как пишется, а не так, как мы говорим. Будем диктовать: "КОрОва даёт мОлОкО. ВОрОн сел на дуБ."

Когда ребенок записал все предложения, нужно проверить диктант. Вы диктуете все сначала, а ребенок проверяет каждую букву и слово. Чтобы он лучше это сделал, можно предложить, чтобы ребенок представил, что это чужая тетрадь и внимательно проверял каждую букву.

Для учеников 2-4 классов уже отделять слова не нужно, но желательно, чтобы ребенок посчитал слова при вашем чтении. Если есть предлоги и союзы, то надо отметить, что есть маленькие слова-помощники.

Важно, что при написании диктанта ребенку нужно проговаривать все, что он пишет. Письмо с проговариванием помогает избежать многих ошибок и учит ребенка контролировать свою работу. Во 2-4 классах, когда дети уже изучают правила написания слов, нужно, чтобы ребенок объяснял написание сомнительных букв и устно подбирал проверочные слова.

Возможно, сейчас вам кажется, что это долго и трудно. Трудно может быть первые 2-3 раза. Затем ребенок научится, привыкнет и это войдет в привычку, кстати, очень полезную.

Попробуйте писать диктанты с комментированием и результаты не заставят себя ждать.

 Литература:

1. Как научить ребенка писать без ошибок – URL:

https://adukar.by/news/kak-nauchit-rebyonka-pisat-bez-oshibok-sovety-prepodavatelya-adukar

Алимардонова Людмила Владимировна, доцент кафедры социализации и развития личности КАУ ДПО АИРО имени А.М. Топорова, учитель-логопед краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов — структурного подразделения КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей-интернат», канд. пед. наук