Развитие мелкой моторики детей 2-3 лет

29.12.2019

 

00057.jpg

 

Что такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движе­ниями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Голов­ной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Ребенок со скованными движениями пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Наоборот, ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Руки - инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много.

Пальчиковый театр

Театр - это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер, который подходит для детей 2-3 лет. Пальчиковые куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, пространственное восприятие, воображение, помогают развивать сло­варный запас.

Стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребенок вырабатывает способность к концентрации внимания.

Заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, он тренирует память.

В процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление — такие важные понятия как «лево», «право», «низ», «верх», «пре­дыдущий», «следующий» отрабатываются в игровой ненавязчивой форме.

Возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности ребенка. Выступая перед публикой, он приобретает уверенность в себе, становится общительным.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Повторяя движения взрослых, ребенок активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Примеры пальчиковых игр:

«Я пеку»

Цель: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация ре­чевых центров.

Данную игру родитель сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2-3 раза.

Я пеку, пеку, пеку (показываем соответствующие Движения)

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки («катаем» между ладошками круглый предмет)

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка, (протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову, (машем кистями рук по направлению к себе)

Пирожками угощу.

 

«Моя семья»

Цель: развить мелкую моторику рук, речь, интерес к фольклорным произве­дениям, внимательность, способность сосредотачиваться; научить соотносить сло­ва текста с движениями пальцев.

Взрослый проговаривает слова, поочередно сгибает/разгибает пальцы рук.

Этот пальчик ДЕДУШКА (Загибаем/разгибаем большой палец)

Этот пальчик БАБУШКА (Загибаем/разгибаем указательный палец.)

Этот пальчик ПАПОЧКА (Загибаем/разгибаем средний палец.)

Этот пальчик МАМОЧКА (Загибаем/разгибаем безымянный палец.)

Этот пальчик Я (Загибаем/разгибаем мизинец.)

Вот и вся моя семья! (Поднимаем руку и распрямляем все пальцы.)

А теперь всей семьей будем трудиться. (Сжимаем руку в кулак и крутим им.)

 

«Мы капусту рубим...»

Цель: развить мелкую моторику, научить соотносить слова текста с движениями рук.

Взрослый проговаривает слова и выполняет движения руками.

Мы капусту рубим, рубим (ребром ладони одной руки постукиваем о ладони другой руки, затем меняем руки).

Мы морковку трем, трем (кулаки трем друг о друга).

Мы капусту солим, солим (собираем пальцы, в щепотку, «солим» капусту).

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки).

«Как живешь?»

Цель: развить мелкую моторику рук, научиться соотносить слова текста с движениями рук.

Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает, имитируя движения.

 

—       Как живешь?

—       Вот так! (Большой палец поднимаем вверх.}

—       А плывешь?

—       Вот так! (Имитируем плавание.)

—       Как бежишь?

—       Вот так! (Перебираем руками, согнутыми в локте.)

—       Вдаль глядишь?

—       Вот так! (Ладонь над бровями, как будто смотрим вдаль.)

—       Ждешь обед?

—       Вот так! (Щеку подпер рукой.)

—       Машешь вслед?

—       Вот так! (Машем рукой.)

—       Утром спишь?

—       Вот так! (Складываем ладони под щечку.)

—       А шалишь?

—       Вот так! (Надуваем щеки и лопаем их указательными пальцами.)

Игра с прищепками

Цель: обогащение сенсорного опыта ребенка, активизация речевых центров.

Взрослый показывает тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

Капай, дождик, веселей.

Нам цветочек ты полей!

Самомассаж

Цель: стимулировать процесс речевого и умственного развития.

Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Ребенок повторяет за ним.

—       Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки)

—       Да!

—       Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши)

—       Да!

—       Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук)

—       Да!

—       Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги)

—       Да!

—       Вы готовы? (Разводим руки в стороны)

—       Да!

Самомассаж ладоней

Цель: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений.

Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Ре­бенок повторяет. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Кто там топает по крыше? (Постукиваем пальцами одной руки по ладони Другой.) Кап-кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап-кап.

Может, дождик подковали?

Кап-кап-кап-кап.

Растирание

Цель: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений.

Взрослый проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Ре­бенок повторяет. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Сафонова Е.Г., учитель-логопед

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 


 

По материалам интернет-ресурса: https://psychologist- dmdou14.edumsko. rUfolders/post/razVtie_melkoi_motoriki_detei_2-3Jet