Рекомендации учителя- логопеда для родителей младших школьников с задержкой психического развития

29.12.2019

Задержка психического развития (ЗПР) - это отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. ЗПР характеризуется недостаточным уровнем развития мышления, речи, внимания, памяти, моторики, ре­гуляции и саморегуляции поведения, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы.

Нуждается ли ребенок с ЗПР во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей часто лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приоб­ретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом- психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органиче­ской поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

00053.pngПомощь ребенку с ЗПР не исчерпывается только определенными курсами медикаментозного лечения, это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется речевое, психическое и двигательное развитие. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, дефектолога, логопеда, учителя с обязательным и ведущим участием родителей.

Речь учащихся с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизношения, трудностями в дифференциации звуков, в овладении звукобуквенным анализом и синтезом.

У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов. В словаре детей преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных, наречий, местоимений вызывает определенные трудности. Лишь немногие учащиеся с ЗПР точно знают свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей, домашний адрес, они имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей.

У таких детей отмечается несформированность грамматического строя речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении и их согласование, ошибки в понимании и употреблении предлогов. Затруднение вызывает образование новых слов.

У учащихся с ЗПР недостаточно сформирована связная речь. Для них сложен пересказ, составление рассказа по серии картин, несмотря на то, что им понятно смысловое содержание рассказа или картинки. На наводящие вопросы отвечает правильно, но фраза не развернута, ребёнок часто «соскальзывает» с основной мысли на посторонние суждения. Многим не удаётся составление творческого рассказа, рассказа- описания.

 

Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. А ошибки на письме многочисленны и имеют стойкий характер.

00054.jpgКакую помощь могут оказать родители, если в семье учащийся начальных классов с задержкой психического развития?

Успех коррекции речевых нарушений во многом определяется тем, насколько четко организовано взаимодействие в работе учителя - логопеда и родителей.

❖              занятия логопеда нужно посещать регулярно;

❖              у ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, тяжело формируются учебные навыки, поэтому необходимо закреплять изученный на логопедических занятиях материал дома;

❖ важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию логопеда;

❖              время занятий необходимо закрепить в режиме дня - это дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала;

❖              занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. Если ребёнок быстро устаёт, целесообразно выполнять задание за не­сколько приёмов.

❖              00055.jpgнеобходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики;

❖              при получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно, в затруднительных случаях проконсультироваться у учителя-логопеда;

❖        начинать занятие целесообразно с тех заданий, которыми ребенок уже

овладел, хвалить его, дать ему почувствовать себя успешным, новые упражнения вводить постепенно;

❖              ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику в связи с наруше­нием у ребенка с ЗПР звукопроизношения;

❖              обязательно выполнять упражнения перед зеркалом;

❖              уделять особое внимание не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений;

❖              следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движе­ний, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто - под счет взрослого;

 

❖              каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

❖              выполнять упражнение 6 - 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делать совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

❖              для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой ма­териал не менее 3- х раз;

❖              при произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом);

❖              при изучении каждой лексической темы учитель - логопед предлагает словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, предлоги и т.д.), который дети могут и должны усвоить и употреблять в самостоятельной речи. Родители контролируют за этим дома;

❖              тетрадь для закрепления материала, рабочие тетради необходимо содержать в аккуратном виде, приносить на каждое занятие;

❖              первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий;

❖              закрепление полученных знаний и навыков может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в школу и т.п.

❖ будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны;

❖ отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности. Помимо специально организованных домашних занятий, общайтесь всегда со своим ребенком во время всех видов совместной деятельности (прогулки, походы в магазин, экскурсии, поездки, игры, домашние хлопоты, рисование, чтение, просмотр фильмов и т.п). Знакомьте ребёнка с окружающим миром.

Обсуждайте вместе его дела, игры и поступки.

Ежедневно ненавязчиво интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Рассказывайте, поясняйте, спрашивайте!

Помогайте ребёнку отвечать полной правильной фразой, используя наводящие вопросы. Приучайте ре­бёнка пересказывать совместно придуманные истории, небольшие рассказы, прочитанные вместе книжки. Ваши фразы должны быть простыми, доступными. Обязательно обращайте внимание не только на свои слова, но и на интонацию голоса, артикуляцию, мимику, жесты. В разговоре с ребенком смотрите на него, улыбайтесь ему.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр те­лепрограмм и фильмов, компьютерные игры. Такое «пассивное слушание» мало способствует развитию речи. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться исправить такое положение вещей.

С самого маленького возраста детям нужно читать как можно больше книг, рассматривать иллюстрации, обсуждать прочитанное. Книга может заинтересовать, главное найти такой вариант, который понравится вашему ребенку. Читайте книги вслух! Не жалейте на это времени! Ребенок, слушая ваше чтение, учится воспринимать информацию на слух, что очень полезно для развития познавательных способностей, эмоций, внимания, памяти и, главное, позволяет накапливать и учит использовать богатый словарный запас, что играет огромную роль в развитии речи детей с ЗПР.

Можно договориться читать по очереди, попросить почитать младшим детям, бабушке, маме, когда она готовит. Это ускорит формирование навыка чтения.

Наиболее тяжёлый труд для учащегося с ЗПР- овладение письмом.

Это и создание текста (предложения, слова, слога), и его графическая фиксация, при условии, что рука ребёнка еще мало подготовлена к подобной работе. Закрепляя навыки письменной речи в семье, можно предлагать детям с ЗПР подписать праздничную открытку, написать письмо другу (в том числе в электронной форме). Можно придумать и организовать игры (поиск приза, путешествие, приключение), требующих написание предложений различной сложности, конструирование предложений из набора слов, разгадывание кроссвордов, ребусов, выполнение других видов письменных заданий. Работа с ребёнком дома, помощь со стороны учителя- логопеда, повышение уровня знаний в области речевого развития дадут возможность родителям младших школьников с ЗПР активно включаться в сложный, но необходимый процесс усвоения ребёнком практических навыков различных видов речевой деятельности.

В своих отношениях с ребенком необходимо придерживаться «позитивной мо

дели», хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Хвалите ребенка, когда у него получилось

то, что раньше у него не получалось.

К разбору неудач и ошибок приступайте лишь после похвалы и, по возможности, сразу намечайте, как можно их исправить и избежать в дальнейшем.

Дети с ЗПР обучаются на успехе!

 

Музалевская И.Л., учитель-логопед

Алтайского краевого центра ППМС- помощи

 

 

Материалы подготовлены на основе источников:

Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М.:2005

Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у Детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебря­кова, С.В. Зорина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004, 303 с.

Мальцева Е. В. Особенности нарушений речи у Детей с задержкой психического развития //Дефектология. — 1990. — № 6.

Тригер Р.Д. Обучение русскому языку: Обучение письму // Обучение Детей с ЗПР. — М., 2001.

Цыпина Н. А. Обучение чтению Детей с задержкой психического развития. — М., 1994.

 

Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой пси­хического развития. — М., 2005.