Особенности психического развития воспитанников детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

14.07.2020


 1в.jpg

 

Дети, которые попадают в учреждения общественного воспитания, часто имеют серьезные проблемы со здоровьем. Эти дети отягощены алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они не только педагогически запущены, но часто имеют ограниченные возможности здоровья, у них нарушена психика, а диагнозы «аутизм», «задержка психического развития», «олигофрения» не так уж и редки. Значительные ограничения жизнедеятельности приводят к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Приходится с сожалением констатировать, что остается достаточно высоким (около 1% новорожденных) количество детей, оставленных без родительской опеки с самого рождения. Хорошо известно, что именно на ранних этапах онтогенеза особенно значимо воздействие фактора отсутствия материнской заботы на психическое развитие ребенка. Отсутствие матери или «близкого» взрослого, заменяющего ее, приводит к тяжелым эмоциональным нарушениям, отклонениям в формировании личности, синдрому так называемой «недифференцированной привязанности» и другим расстройствам. Несмотря на то, что дети поступают из неблагоприятных семей, отрыв их от семьи считается чрезвычайно травмирующим фактором.

Нарушение нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей, за время нахождения их в организации для детей-сирот происходит практически по всем ведущим линиям.

Среди детей-сирот отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств. Для большинства воспитанников свойственны: неуверенность в себе, двойственность переживаний, тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Своеобразие психосоциального развития детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется особой социальной ситуацией, отягощенной материнской, эмоциональной, сенсорной, коммуникативной депривацией. Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от ровесников, растущих в семьях: они апатичны, познавательная активность у них снижена, характерна вялость эмоциональных проявлений (как положительных, так и негативных). У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты и пассивны. Наблюдаются изменения эмоционального состояния, задержка развития экспрессивной речи, замедленное развитие навыков, отставание сенсорного развития и игры.

Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. Наиболее тесно психическое благополучие связано с условиями воспитания ребенка (с типом детского учреждения) в младенческом и раннем возрасте.

Большинство форм воспитания в учреждениях подразумевает осуществление ухода по расписанию, то есть меняющими друг друга лицами, которые находятся с детьми только во время своей смены. В некоторых случаях это означает, что большое число взрослых присматривает за каждым отдельно взятым ребенком.

Подобное отсутствие постоянного родительского воспитания, осуществляемого сравнительно небольшим числом взрослых, которые регулярно доступны для ребенка, составляет наиболее очевидное отличие группового воспитания, и оно, согласно мнению многих специалистов, создает основной риск возникновения психических расстройств.

Травмирующие обстоятельства жизни этих детей, задерживая их познавательное развитие, вынуждали учиться выживать, получая знания не по возрасту. Например, малолетний отказник может значительно отставать от сверстников в физическом и интеллектуальном развитии, но при этом дать фору любому взрослому в умении ориентироваться на местности и добывать себе пропитание. А у ребёнка, подвергшегося сексуальному насилию, кроме чрезмерных познаний в сфере сексуальных отношений может наблюдаться устойчивое отставание в физическом развитии или, наоборот, слишком ранее созревание.

У большинства таких детей глубокие нарушения в эмоциональной сфере. Они испытывают эмоции и чувства, не свойственные возрасту, и уровень этих эмоций может оказаться неконтролируемым.

Анализ детей, пребывающих в доме ребенка, свидетельствует о том, что в возрасте до полутора лет три месяца пребывания ребенка вне семьи ведет к отставанию в развитии в 1 месяц. Следовательно, к полутора годам такие дети отстают от нормативно развивающихся детей примерно на полгода.

Чем дольше ребенок пребывал в организации для детей-сирот, тем ниже его интеллект и тем выраженнее травмы, им полученные. У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отсутствие самостоятельности, отставание в становлении общения со сверстниками и т.д. В связи с задержками в развитии следующей ступени коммуникативной деятельности – деловых контактов с взрослыми – у детей из дома ребенка появляются невосприимчивость к даваемым взрослыми образцам деятельности, неадекватное отношение к оценке взрослого; похвала слабо стимулирует деятельность ребенка, порицание совсем не изменяет ее. Это приводит к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, в становлении личностных образований.

У многих дошкольников 3-7 лет из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отмечаются пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре), обедненная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками, отсутствие способности к сопереживанию, наглядно-действенная форма мышления (у их ровесников из семьи – наглядно-образная), импульсивность всех видов поведения, слабая его осознаваемость, отклонения в развитии образа-Я.

Для младших школьников, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, характерны специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер их психики.

Они выражаются в задержке (или отсутствии) развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала, предполагающего год от года повышение требований к умению действовать во внутреннем плане (в уме). Воспитанников младшего школьного возраста отличают от их ровесников из обычной школы задержка развития интеллектуальной сферы, повышенная конфликтность, агрессивность.

К 10-11 годам у детей устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка, формируются «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания (переживание своей ущербности) и многое другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины. У подростков, воспитывающихся в семье и учреждении для детей-сирот, на первое место выступают различия в становлении личности.

Подростка, воспитывающегося в организациях для детей-сирот, характеризуют особая внутренняя позиция, которая выражается в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтность системы требований, предъявляемых к мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неясность содержания образа-Я, особенно в представлении о своих увлечениях; ценность контроля со стороны и т.п. .

Таким образом, в формировании особенностей психологического облика ребенка, воспитывающегося в закрытом детском учреждении, немаловажную негативную роль играют замкнутость сферы его жизнедеятельности, ограниченность ее рамками учреждения, бедность индивидуального опыта ребенка.

Возрастные нормы необходимо знать и, опираясь на них, прорабатывать индивидуальный план жизни с каждым приёмным ребёнком с учётом его истории

Усыновление — непростое и длительное дело. Оно требует такой энергии, что родители зачастую выдерживают лишь потому, что сердце их греет идеальный образ долгожданного ребенка. Но, как и при появлении родных детей, неизбежно сталкиваются с тем, что их представления о ребенке в той или иной степени не соответствуют действительности. Чем больше знают будущие приемные родители, тем меньше у них иллюзий и тем меньше разочарований им предстоит.

Чтобы сохранить покой в семье преодолеть последствия опыта депривации приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения развития у ребенка, но и владеть особыми методами воспитания.

 

2в.jpg

 

· Помните, что нет чудодейственных методик, позволяющих добиться прорыва в состоянии ребенка в короткие сроки. Ничто не заменит терапевтическую обстановку дома, безопасность, стабильность и вашу готовность эмоционально откликнуться на потребности ребенка.

· Обязательно найдите возможность и способ восстанавливать собственный эмоциональный баланс. Ребенок с нарушением привязанности уже испытывает стресс, и ваша тревожность либо раздражительность могут его усилить. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен ощущать ваше спокойствие и твердость.

·  Установите границы дозволенного. Ребенок должен понимать, какое поведение является неприемлемым и какие последствия его ждут в случае нарушения правил. Важно объяснить ребенку, что ваше неприятие относится не к нему самому, а к определенным его поступкам.

·  После конфликта будьте готовы быстро воссоединиться с ребенком, чтобы дать ему почувствовать, что причиной вашего недовольства было конкретное поведение, но его вы любите и дорожите отношениями с ним.

·  Если вы были в чем-то неправы, не бойтесь признать свою ошибку. Это укрепит вашу связь с ребенком.

·  Установите режим дня для ребенка и следите за его исполнением. Это позволит снизить уровень его тревожности.

·  Если это возможно, проявите свою любовь к ребенку через телесный контакт: укачивания, объятия и держание на руках. Однако имейте в виду: если ребенок пережил насилие и травмы он первоначально будет сопротивляется прикосновениям, поэтому вам придется действовать постепенно.

· Выделите время, которое вы полностью посвятите ребенку, будете играть, разговаривать, гулять с ним, не отвлекаясь на другие занятия или других людей. Это очень важная составляющая ваших отношений.

 

Факторами, обеспечивающими формирование психологической защищенности ребенка в замещающей семье выступают:

понимание ребенком своего истинного положения;

осознание причин попадания в замещающую семью;

уверенность в постоянстве социальной ситуации;

физическая, телесная защищенность;

защищенность личностного пространства;

психологическая помощь в минимизации последствий травмирующих жизненных событий;

достаточность всех видов заботы и помощи;

Воспитание ребенка с нарушением психического развития, привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

 

 

Солодовникова Елена Олеговна, педагог-психолог

КГБУ «Заринский центр помощи для детей,

оставшихся без попечения родителей»