Особенности воспитания приемных детей с ограниченными возможностями здоровья

17.06.2020

Каждому ребенку – свою семью! Сейчас уже все согласны с тем, что ребенку в любом возрасте изначально просто необходима семья. Именно в семье он может полноценно развиваться.

Большинство будущих приемных родителей и усыновителей в первую очередь рассматривают кандидатуры маленьких детей (младенцев, детей до трех, в крайнем случае, до семьи лет) с сохранным физическим здоровьем и интеллектом. Но, в нашем регионе можно отметить новую тенденцию – приём в семью подростков и детей с особенностями развития.

Категория детей с ОВЗ включает в себя детей с установленной инвалидностью и детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каждый ребенок требует вложения в свое развитие огромных родительских ресурсов. Поэтому родителям так важно преодолеть себя, свои страхи, свои сомнения, и начать работать вместе с ребенком, заразить его стремлением и желанием бороться за себя, свое здоровье, свою жизнь. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, настроиться на победу.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно принять и полюбить себя. В душе этого ребенка изначально существует необходимость доказать себе и миру, что он многое может делать сам. Он хочет состояться как личность, жить полноценной жизнью. И чаще всего ему в этом мешает не болезнь, а ближайшее окружение с гиперопекающим стилем воспитания. Родители делают болезнь центральной проблемой всей их жизни, уделяют ей чрезмерное внимание. Они настолько сильно опекают своего ребенка и стараются оградить от всех жизненных невзгод, что ребенок, вырастая, не взрослеет и остается большим ребенком. Он не приспособлен к самостоятельной жизни. Он не может самостоятельно приготовить себе обед, заработать денег, планировать свою жизнь.

 

1.jpg

 

Что ещё может препятствовать воспитанию ребенка, оставшегося без попечения родителей с ОВЗ, инвалидностью?

Трудности формирования или нарушения детско-родительских отношений в замещающей семье:

• недостаточность взаимопонимания, взаимопринятия, сотрудничества, дистанцированность в общении с детьми;

• недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости с приемным ребенком, трудности в отношениях приемных детей с другими членами семьи;

• недостаток согласия в супружеской подсистеме и родительской последовательности; непоследовательность в воспитании: выражение недовольства детьми сменяется потворствованием в удовлетворении их потребностей;

• конфликты с детьми на основании несогласованности оценок замещающих родителей и детей к предъявляемым требованиям (родители оценивают свои требования как низкие, дети – как чрезмерно высокие).

Неадекватное восприятие родителями болезни ребенка:

• недооценивание серьезности состояния здоровья и недостаточное понимание необходимости оказания ему специализированной помощи;

• психологический феномен сопротивления болезни, который выражается либо в полном отказе от обращения за медицинской помощью, либо во внезапном прекращении начатого лечения;

• восприятие ребенка с ОВЗ как здорового, что снижает у ребенка уровень собственных притязаний и ожиданий, способствует потере самоуважения и вносит путаницу в самоопределение

Противоречивость родительских ожиданий от ребенка.

С одной стороны, замещающие родители ждут от ребенка взросления и самостоятельности, с другой – способствуют его зависимости и инфантилизации. Такая непоследовательность родительского поведения может выступать фактором, провоцирующим эмоциональные нарушения у ребенка или препятствующие их коррекции.

Проблемы внутрисемейных межличностных отношений:

• низкая сплоченность, хаотичность или чрезмерная жесткость внешних и внутренних границ семейной системы;

• недостаточный обмен информацией в семье, трудности в удовлетворении эмоциональных потребностей членов семьи, недостаточная взаимная забота и др.

• недостаток опыта у приемного ребенка с ОВЗ в проявлении положительного отношения к близким людям, несформированность самоконтроля своего поведения и как следствие - высокий уровень конфликтности и неумение сотрудничать;

• семейную ситуацию дети указанной категории зачастую воспринимают как конфликтную, а отношения в семье как напряженные, недостаточно сплоченные и теплые;

• подопечные склонны конкурировать с кровными детьми замещающих родителей.

Переживание особых критических состояний членами семьи при приеме детей с ОВЗ, инвалидностью, обусловленные:

• эмоциональным привыканием членов семьи к особенностям внешнего вида, поведения ребенка с ОВЗ, инвалидностью;

• включением ребенка в систему образования (образовательное пространство), обеспечением его доступа в образовательную организацию, включением в образовательный процесс; переживанием реакций сверстников на нарушения развития ребенка;

• возникновением проблем, связанных с нарушением взаимоотношений со сверстниками (возможной изоляцией);

• планированием общей занятости ребенка в подростковом возрасте;

• окончанием периода опеки, когда нужно решать проблему его «выпуска» из замещающей семьи, принимать решение о дальнейшем месте проживания повзрослевшего ребенка, когда семья переживает дефицит возможностей для его социализации.

 

2.jpg

 

Несколько советов приёмным родителям по воспитанию детей с ОВЗ

 

Вы знаете о ребёнке больше остальных

Именно вы, родители, лучше всего знаете, особенности личности и здоровья вашего ребёнка, его желания и возможности. Ваши решения в вопросах воспитания будут мудрее, если в дополнение к родительскому знанию вы привлечёте мнение осознанно выбранного эксперта или двух. Два эксперта лучше одного, потому как в трудных случаях и у экспертов могут не совпадать мнения. Тогда ваша родительская интуиция и ответственность за будущее ребёнка помогут вам выбрать одно решение из двух или попросить третье мнение.

Отношение к ошибкам в воспитании

Если вы расцениваете что-то связанное с воспитанием ребёнка как серьёзную ошибку и вините себя, вспомните, что второго, точно такого ребёнка в точно таких же обстоятельствах и с такой же историей нет. Нельзя принять другое решение о его воспитании и сравнить результаты. Может быть, то, что вы расцениваете как ошибку и неудачу, является лучшим из возможных результатов. Не грызите себя, вы старались сделать лучше для ребёнка. Учтите ваше новое понимание при принятии следующих решений.

Обучение и смена школьной программы

Помните, что из точки «А» в точку «В» в жизни часто бывает больше одного пути. Если видите только один путь, это может означать, что вы выбрали точку «В» слишком близко, стоит подправить оптику и взглянуть пошире. Например, не «выучить таблицу умножения», а «научиться считать деньги в магазине». Тут и калькулятор подойдёт.

Важно понять, что справиться со школьной программой не всегда жизненно важно для ребёнка.

Определитесь, какие у вас ожидания от ребёнка в будущем, какие навыки принципиально важны для его дальнейшей жизни, а какие, возможно, никогда не сослужат свою службу из-за ОВЗ. Недовольство школьных учителей можно нивелировать сменой учебной программы ребёнка через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) или формы обучения.

Совершеннолетие — это только начало

Помните, что вы растите человека, а не его диагноз. Принимая то или иное решение, подумайте, как оно скажется на жизни ребёнка через 10, 20, 30 лет. Жизнь ребёнка не закончится в 18 лет с потерей юридического статуса «ребёнок».

Детство — это время, когда ребёнок получает ресурсы для дальнейшей взрослой жизни, 18 лет — это не конец пути, а начало. Например, если родитель из лучших побуждений хочет, чтобы ребёнок с проблемами опорно-двигательного аппарата обязательно ходил, важно, чтобы он учёл, не придётся ли ребёнку расплачиваться за это хождение полным разрушением суставов после 25 лет? Может быть, важнее, чтобы ребёнок в основном передвигался на коляске, но мог пересесть из неё в кресло и на унитаз самостоятельно в любом возрасте?

Убедить органы опеки

Органы опеки с большей вероятностью услышат и одобрят ваш план, если вы будете в него сами верить и предоставите им удовлетворительные аргументы юридического, медицинского и психологического характера. Если вы всё предоставили, а вас всё-таки не услышали, можно привлекать аргументированные письма экспертов. Органам опеки будет намного труднее противостоять специалистам.

 

Принятие любого ребенка в семью – дело ответственное. Шаг этот должен быть всесторонне обдуманным и взвешенным. Тем более, если речь идет о детях с особенностями в развитии. Им и родители нужны «особые» – те, кто не только готов подарить своему ребенку бесконечную любовь, но и обладает некоторым набором внутренних и внешних ресурсов: знает заранее, как изменится быт семьи, верит в магию семьи, ликвидирует жалость по отношению к ребенку, готов защищать его право на уникальный мир, способен обращаться за помощью.

 

 

Сопова Оксана Николаевна, педагог-психолог

КГБУ «Павловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»