Как меняется личность и поведенческие особенности ребёнка лишённого семьи.

06.10.2022

111.jpg

Особенности развития личности детей детских домов имеют свою особую специфику. Об этом свидетельствуют психологические обследования и наблюдения. Объективной причиной отклонений в развитии личности ребёнка является тот факт, что ребёнок, имеющий родителей, но оставшийся без их попечения, уже приобрёл негативный опыт взаимодействия с окружением. Такие дети не только были лишены общения в семье, но и испытывали на себе жестокое отношение близких, пренебрежение к их потребностям.

В некоторых случаях замечено, что если взрослый протянет руку, чтобы погладить ребёнка по голове, то встречаются дети, которые втягивают голову в плечи или закрываются рукой, как будто прячутся от удара – в этом проявляется их прежний негативный опыт, «первичная травма». Или наоборот, дети, которые не получили эмоционального внимания со стороны биологических родителей, как бы «добирают» и, попав в детский дом, начинают прижиматься ко всем взрослым. Для того, чтобы нормально существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12.

Если у ребёнка положительных эмоций мало, волевая сфера не развивается, то это основная причина для формирования негативного поведения. У детей из неблагополучных семей отмечаются отклонения в эмоциональной сфере, начинают возникать эмоциональные барьеры: страх, гнев, страдания, упрямство, ненормативная лексика. Страхи ребёнка связаны, в первую очередь, с резкой переменой социальной ситуации – боятся всего нового. Этим детям приходится несколько раз проходить период адаптации (из дома в больницу - дом ребёнка –детский дом – дом школу – приёмную семью – иногда детей возвращают в интернат и т. д.).

Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере проявляются в повышенной тревожности, напряжённости, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, ухода в себя, нарастании пассивности, депрессии и т. д.

Если есть нарушения эмоциональной сферы, то ребёнку будет очень трудно усваивать учебный материал. Начинаются проблемы в поведении. Любым способом ребёнок начинает искать к себе внимания. Он будет добиваться даже телесного наказания, лишь бы вы его заметили – это если для него нет положительных стимулов быть во внимании (похвала, поощрение, поручение, одобрительная улыбка, объятия).

У детей диагностируется несформированность познавательных процессов, неустойчивое внимание, слабая память, выражено снижение вербально-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста.

Ещё одной из причин снижения интеллектуального развития воспитанников является педагогическая запущенность. Ребёнок родился здоровым, но мать стала злоупотреблять алкоголем, ребёнок предоставлен сам себе, детский сад не посещает, уроки прогуливает и т. д.

В ряде случаев отмечалось, что маленькие дети в возрасте до одного года даже отказываются переворачиваться и подолгу находятся в одной позе. С другой стороны, у ребёнка появляется огромное количество бесполезных и непродуктивных для развития двигательных формвозникают так называемые тупиковые движения: ребёнок сосёт палец, губу, раскачивается, воспроизводит одно и тоже действие без видимого смысла.

Расставание с родителями у ребёнка до 1,5 лет г.ж. воспринимается, как потеря навсегда.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, а дети с ЗПР любят чаще не играть, а манипулировать своей игрушкой, роли не принимают, в 6-7 лет не могут принять правила игры (волевая сфера не развита). Предпочитают простые подвижные игры.

Обращается внимание ещё на одну важную проблему – феномен «мы» в условиях детского дома. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они».

Развиваются конкурентные отношения, негативные отношения детдомовских и домашних детей. Ребёнок не в состоянии соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем: индивидуального опыта они не помнят, будущее для них неопределённо.

В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, утверждения себя среди таких же обездоленных.

У детей, живущих в условиях воспитания в интернате на полном гособеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам все должны»«дайте», отсутствует бережливость и ответственность.

Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребёнку нужен друг, специалист - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Нарушения привязанности – неумение любить

Родители из жизни социальных сирот исчезают не сразу: дети вынуждены длительное время наблюдать распад личности своих матерей и отцов.

Потом детей изымают из семей, и они оказываются в детдоме в компании детей с таким же ощущением тотальной ненужности, с потерей способности любить и принимать любовь.

Нарушение привязанности – сбой у человека стремления доверять, принимать и отдавать, ценить другого и ощущать собственную ценность для него. Взамен формируются другие стремления, убеждения и ценности – те, которые помогают выживать в мире, полном опасности и враждебности.

Примеры деструктивных установок таких детей: «Кто сильнее, тот и прав»; «Рассчитывать только на себя»; «Я никому не нужен, и мне никто не нужен»; «Только я сам во всём виноват». Да, конечно, они не формулируют свою жизненную позицию именно такими словами – эти установки прочно. Дети-сироты ведут себя в соответствии с теми принципами, которые доказали свою эффективность и полезность в тех жестоких и жёстких условиях, где гуманные и нравственные правила не работают. Отсюда «трудное» поведение и «неудобный» характер.

«Трудный» характер

1.     Ребёнок, которым до приёмной семьи пренебрегали или держали в крайних ограничениях, может провоцировать новых родителей на сильные эмоции и раздражать их, делая это как будто специально. Особенность таких детей в том, что они не могут определить силу и наличие любви к себе. Нужны сильные проявления со стороны других людей, особенно значимых взрослых. Если кричат и бьют, то в понимании таких детей их присутствие активно замечают, а значит, наверное, любят.

2.     Если кровные родители были истеричны и крайне непоследовательны, то дети плохо ориентируются в проявлениях своих и чужих эмоций. Если ребёнок думает, что испытывает радость или любовь, то это должен быть крайний восторг. Если что-то расстроило или напрягло, то ребёнок может моментально впасть в ярость или испытывать крайнюю тревогу, страх. Когда такие дети считают себя виноватыми в чём-то, то чувство вины тоже захватывает их полностью и причиняет боль и страдание, съедая изнутри.

3.     В некоторых случаях ребёнок воспринимает разрыв с родителем как его предательство. Такое может случиться, когда у ребёнка была сильная привязанность и даже склонность к зависимым отношениям с родным человеком. Чаще всего такие дети замыкаются в себе, и их доверие крайне сложно заслужить. Их принцип – «не верить никому».

4.     Другая крайность – дети, никогда и ни к кому не испытавшие привязанности. Их били и унижали. Они поняли для себя, что не имеют никакой ценности, а выжить и добиться успеха может только тот, кто умеет использовать силу и власть. «Кто сильнее, тот и прав» – это их принцип жизни. Такие дети поначалу могут показаться приёмным родителям вполне милыми и приятными, потому что они умеют играть на чувствах, манипулировать и лицемерить. Но через некоторое время новые родители начинают видеть в своём ребёнке эгоиста и потребителя, сталкиваться с агрессией, хамством и неприятием. Для этих детей не существует общепринятых рамок и правил. Они могут идти к своей цели напролом, не желая учитывать интересов и прав окружающих.

Черно-белое мышление

Для многих детей с трудным жизненным опытом характерно чёрно-белое мышление, которое формирует особенности характера, проявляясь в поступках и эмоциях. Ему также сложно понять, что мама сердится, если она спокойно скажет об этом. Он, скорее, поймёт взрыв ярости и физическое нападение как сигнал о том, что родителю что-то не нравится. Проявление осознанного доверия для таких детей недопустимо, потому что доверие даже в малом обязательно должно привести к краху, катастрофе, полной потере всего.

Результат такого мышления – отсутствие ощущения стабильности, определённости будущего. У ребенка могут проявляться в крайней степени такие черты характера, как подозрительность, замкнутость, зависимость, зацикленность, экзальтированность, агрессивность.

Волевые парадоксы

Стоит отметить особенности волевой сферы приёмных детей. С одной стороны, эти дети могут быть терпеливыми и нечувствительности к боли. Падения и удары переносятся легко, без слёз и жалоб. Когда это не вступает в противоречие с другими их интересами, они могут подолгу раскачиваться, равнодушно сидеть наказанными в углу, вызывать раздражение других людей однообразными действиями.

С другой стороны – бесконечные требования, капризы и истерики, особенно первое время пребывания в семье. Истерики происходят именно там, где отсутствует терпение и от ребёнка требуются дополнительные усилия, чтобы что-то делать или остановиться.

Ребёнок, с раннего возраста выживавший в трудных и жестоких условиях, не склонен к дополнительным усилиям в тех сферах, где ему, по его представлениям, ничего страшного не угрожает.

Познавательные способности

На фоне волевых нарушений познавательная активность почти всех сирот заметно снижена. Зачем тратить силы на то, что не приносит незамедлительного результата? Где это может пригодиться прямо сейчас? К чему браться за всё новые и новые задачи, которые требуют постоянного поиска различных методов решения, когда вокруг масса задач, которые могут быть решены привычными и проверенными методами быстрее, эффективнее и экономичнее? Хочется получить мобильный телефон – лучше потребовать его у приёмных родителей с помощью криков, истерик, угроз и шантажа. А идти на договорённости завершать полугодие без двоек ради получения телефона через три-четыре месяца – это, с точки зрения ребёнка, совершенно бессмысленно и очень затратно по времени и усилиям.

Им действительно труднее навёрстывать учебную программу, чем детям, не знавшим серьезных житейских проблем и развивавшимся гармонично.

За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.

Трудности в обучении, выстраивание взаимоотношений с людьми, сложность в понятии и принятии себя, страдание от собственных действий – всё это наслаивается на базовые нарушения в способности доверять и любить. Такой груз сложно исцеляется и часто тянется шлейфом по жизни человека со сломанным детством. Всем кажется, что это особенности характера или психики. А на самом деле – заученные реакции на жизненные условия, избежать которых было невозможно.

Автор-составитель:

Ягубова Валентина Михайловна,

методист КГБУ «Алтайский краевой центр

 психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

Список литературы

1.    Петрановская Л. В. [Электронный ресурс] – Режим доступа: ludmilapsyholog.livejournal.com

2.    Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии, №1, 1989. – с.32–39.

3.    Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1999.