Безопасность детей в сети

12.08.2021

Ученые, изучающие влияние гаджетов на человека, говорят о формировании в обществе смешанной реальности, где границы между виртуальной и реальной жизнью становятся размытыми. В связи с этим проводятся многочисленные исследования, позволяющие оценить влияние использования интернета и социальных сетей на психическое благополучие как взрослых, так и детей.

Проведённое «Лабораторией Касперского» исследование показывает, что в России 40% российских детей в возрасте от 8 до 10 лет почти постоянно присутствуют в Сети. Чем старше дети, тем больше времени они проводят в Интернете. В возрасте 14 - 16 лет почти постоянно сидят в гаджетах 68% российских подростков.

«Интернет - главное достижение человечества, и дети должны иметь возможность пользоваться им в полной мере. Тем более, что впервые в истории именно дети стали передовым отрядом по освоению всего нового, прогрессивного, непонятного и опасного. «Мы не имеем право оставлять их в Сети одних», - говорит о главной проблеме директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова, доктор психологических наук Галина Солдатова. Именно поэтому родителям так важно знать о возможных реальных рисках, с которыми сталкиваются дети в интернете, а также способах минимизации негативных последствий.

132.jpg

Попадая в интернет из самых защищенных и безопасных мест – из дома и из школы – дети и подростки относятся с большим доверием к киберпространству, воспринимая его как безопасную среду. Но, как и в реальной жизни, ребенок в интернете сталкивается с множеством проблем. Примечательно, что по мере взросления ощущение того, что интернет безопасен, исчезает.

Среди негативных сторон интернета юные пользователи ставят на первое место именно агрессию: информацию, фото и видео с насилием и жестокостью, оскорбления, унижения, преследования, обиды, использование личной информации в целях травли.

Каждый второй российский подросток пострадал от проблем, возникающих в результате ненадлежащего обращения с персональными данными. Чаще всего это происходит по следующим причинам: каждый второй ребенок не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей, более 60% детей устанавливают открытый доступ к своей персональной страничке, каждый пятый ребенок готов передавать свои данные незнакомцам и 70% детей ни к кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в сети.

На основании многолетних исследований Фонд Развития Интернет выделяет следующие онлайн-риски:

Контентные риски возникают в процессе использования находящихся в Сети материалов, содержащих противозаконную, вредоносную информацию (насилие, агрессию, порнографию, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида, наркотических веществ и т.д.).

Находясь в интернете, ребенок может наткнуться на контент, который не соответствует его возрасту. Например, восприятие маленькими детьми и подростками насилия в информационном пространстве порождает риски подражания агрессивному поведению в реальной жизни в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также возникновения страхов, повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости, десенсибилизации к явлениям насилия и агрессии, искажению мировосприятия, когда насилие воспринимается как необходимая и естественная норма отношений между людьми в обществе.

Коммуникационные риски возникают в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в Сети. Примерами таких рисков могут быть: кибербуллинг, незаконные контакты (онлайн-груминг, сексуальные домогательства), знакомства в Сети и последующие встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. Пропаганда наркотиков смыкается с предложениями «выгодной» работы по их распространению («по закладкам»).

Среди российских школьников практически каждый пятый ребенок является жертвой буллинга. Наиболее чувствительны к буллингу дети 11–12 лет. Преследователи и жертвы кибербуллинга — часто одни и те же дети, не умеющие защищаться, одинокие, психологически ранимые.

Потребительские риски возникают в результате злоупотребления в Интернете правами потребителя. Они включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различных подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции; потерю денежных средств без приобретения товара или услуги; хищение персональной информации с целью мошенничества.

Технические риски определяются возможностями реализации угроз повреждения программного обеспечения компьютера, хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или хищения персональной информации посредством вредоносных программ (вирусы, «черви», «троянские кони», шпионские программы, боты). Чаще всего подростки сталкиваются с вредоносными программами при скачивании нелегального контента (приложений, игр, мультимедийных файлов).

Интернет-зависимость - термин, применяемый для описания непреодолимой тяги к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности в общении посредством мессенджеров, социальных сетей и форумов, онлайн-просмотре видео, фильмов и сериалов. Выделяют целый ряд основных симптомов интернет-зависимости, среди которых в первую очередь можно назвать следующие: потеря контроля над временем, проводимым в сети; синдром отмены; замена реальности.

Чаще интернет-зависимость возникает в тех семьях, где у ребенка не складываются отношения с родителями, когда они в силу разных жизненных обстоятельств не могут или не хотят быть рядом с ребенком, когда они подают дурной пример, сами увлекаясь онлайн-играми.

142.jpg

Статистика свидетельствует о том, что дети и родители по-разному воспринимают онлайн-угрозы. Подростков больше всего беспокоят коммуникационные риски (кибербуллинг, секстинг, груминг), тогда как взрослые больше озабочены чрезмерной увлеченностью Интернетом и интересом детей к «взрослому контенту». Это недопонимание может приводить к выбору неэффективных стратегий медиации: родители в первую очередь стремятся контролировать время, которое дети проводят в Интернете, и посещаемые ими ресурсы, и гораздо меньше думают о том, с кем они общаются.

Советы родителям

Многие родители используют гаджеты в качестве бебиситтеров для маленьких детей, пока сами занимаются своими делами. В данном случае необходимо помнить, что в малолетнем возрасте важно контролировать частоту и время пользования электронными устройствами: с 3 до 5 лет это должны быть короткие промежутки, несколько минут в день, а к 7 годам время можно увеличить до получаса.

Чтобы оградить маленьких детей от просмотра сайтов с нежелательным содержанием, существует несколько способов. Согласно результатам опроса, самым надежным из них считается родительский контроль – этот вариант выбирают 63% родителей. Четверть опрошенных родителей с детьми в сеть не выходят, но используют специализированные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Целесообразно, если при входе в компьютер изначально для ребенка будет создана отдельная учетная запись, в которой у него будет простой набор прав (неадминистративных).

152.jpg

Обучая ребёнка правилам безопасного поведения в интернете следует доходчиво и спокойно объяснять, почему нельзя переходить по определенным ссылкам, раскрывать персональные данные семьи, пароли от социальных сетей, регулярно обсуждать возможные онлайн-риски, случаи киберпреступности. Важно уделять время половому воспитанию детей. Задача родителей, учитывая возраст ребенка, знакомить его с достоверной информацией по данной теме, с каким негативным контентом в сети он может столкнуться.

Не стоит чрезмерно контролировать все социальные сети ребенка, потому что многие подростки остро реагируют на подобные действия родителей, воспринимают как вторжение в личное пространство. В свою очередь проявление заинтересованности со стороны родителей способствует поддержанию доверительных отношений. Например, во время общения с ребенком можно спросить, что он смотрит и читает в интернете, какие сайты, приложения ему нравятся, сыграть вместе в игру, освоить новую для себя социальную сеть. Разговор и время, проведенное вместе, помогут понять, что именно привлекает подростка в интернете и какие потребности он реализует, какие эмоции получает.

Родители могут также обсуждать знаковые события, которые происходят в интернете, например, появление нового образовательного портала. Ребенку будет интересно узнать перевод или толкование каких-то слов, посмотреть образовательные фильмы, обучающие программы – все это очень важно. В данном случае ребенку необходимо показывать, что интернет разнообразен и в нём много интересного и познавательного.

По мнению психологов, если в семье с раннего детства все построено на признании личности ребенка, ребенок привык доверять родителям и делиться с ними, то договориться по поводу правил пользования интернетом станет значительно проще.

 

 

 

Составитель: Чвырева Ольга Сергеевна,

методист Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

Полезные источники

https://rg.ru/2019/02/13/kazhdyj-tretij-podrostok-provodit-onlajn-tret-svoej-zhizni.html

http://detionline.com/assets/files/research/2017cifrovoe_pokolenie_rossii.pdf

http://detionline.com/assets/files/journal/3/journal-3.pdf

http://detionline.com/assets/files/journal/1/journal-1.pdf

http://detionline.com/assets/files/journal/29/29Full.pdf

http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=7717

https://www.b17.ru/blog/23923/