Детская одаренность. Теория вопроса.

24.05.2022

Ребенок одарен. Зачатую нам кажется очевидным такой вывод в отношении конкретного ребенка. Он проявляет такие качества и способности, которых не проявляет большинство остальных его ровесников. Он быстро и качественно справляется с поставленной задачей. Отлично выполняет задания учителя. Что же еще? Кого, как не его, мы будем называть одаренным ребенком?

odarennost (1).jpg


Три составляющие одаренности

Практика показывает, что, если ребенок хорошо усваивает учебный материал, справляется с текущими и итоговыми контрольными работами в школе, он единодушно считается одаренным. Безусловно, в этом случае можно утверждать о высоких интеллектуальных способностях, и наверняка действительно высокий интеллект необходимая составляющая, если речь идет об интеллектуальной одаренности. Но вот достаточная ли?

Первый вопрос, который необходимо задать, если мы хотим понять больше про этого ребенка: А как он этого достигает? Какими способами действует? И если мы увидим, что у ребенка получается быстрее и качественнее других уяснить инструкцию (правило, алгоритм и пр.) к выполнению действия и воспроизводить то, чему научили правильнее будет предположить, что у ребенка хорошая обучаемость. А вот если ребенок действует собственным способом (не всегда тем, что был продемонстрирован для обучения), если он делает нехарактерные выводы и/или задает нетипичные вопросы, если часто он берется за прогнозирование результата, а порой и за изменение исходных условий задачи, с тем, чтобы посмотреть, что будет в этом случае, то скорее всего у такого ребенка, кроме высокого интеллекта есть еще что-то такое, что не присуще большинству. Это "что-то" называют креативностью. Именно эта черта способна приоткрыть завесу над неизведанным и неизученным. Только эта черта может преодолеть мешающий стереотип и вывести знание на качественно новый уровень. т.е. сделать то, чего мы и ждем от одаренных людей.

Далее задаем себе следующий вопрос. Что еще нужно чтобы из смышленного и креативного ребенка вырос продуктивный одаренный взрослый?

Поразительно единодушны в этом вопросе люди, чью гениальность трудно оспаривать.

"Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев." (Дмитрий Менделеев)

"Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота." (Томас Эдисон)

"Большой талант требует большого трудолюбия." (Петр Чайковский)

"Вся моя гениальность в том, что я могу больше чем другие высидеть  за работой." (Исаак Ньютон)

"У меня нет никакого таланта, а только упрямство мула и страстное любопытство." (Альберт Эйнштейн)

Все эти люди говорят о вкладе труда и мотивации в свою продуктивность. Современная психология тоже согласна с этими постулатами. Одна из самых популярных моделей одаренности принадлежит американскому ученому Дж.Рензулли (1981г). Рензулли и его коллеги описывают одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств»:

1) интеллектуальные способности, превышающие средний уровень;

2) высокий уровень креативности;

3) высокий уровень увлеченности выполняемой задачей (мотивация).

18012013_003.jpg

Таким образом, одаренные и талантливые дети - это дети, которые обладают данными характеристиками или способны развить и реализовать их в любой полезной деятельности».

 

Эта составная модель одаренности схематично может быть представлена следующим образом (рис):

slide-9.jpg

Что мы в данном случае понимаем под мотивацией? Широкий синонимический ряд может приблизить нас к пониманию того, о чем идет речь. Это высокий уровень увлеченности, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, упорство, ориентированность на задачу (достижение). Другими словами, это то, что движет человеком, придает вектор действия.

Очевидно, что в определении одаренности не следует на первый план выносить какой-то из трех факторов. Каждая из трех составляющих является «равным партнером». Справедливости ради, надо заметить, что сами авторы модели и другие ученые говорят об интеллектуальной составляющей, как о стабильной составляющей с постоянным набором характеристик. В то время, как две другие группы (креативность и мотивация) скорее изменчивы, нежели постоянны. Человек не может и, вероятно, не должен постоянно показывать высокие результаты в этих двух областях. Они работают с феноменом "включения-выключения", но остаются необходимыми на протяжении всего периода продуктивности одаренного человека.

Таким образом, становится понятным, что ставить какие бы то ни было диагнозы в отношении способных детей, строить прогнозы по поводу развития одаренности становится делом чрезвычайно сложным и зачастую невозможным.

         Об угасании детской одаренности

Интеллектуально способный ребенок может быть всего лишь хорошим учеником и студентом. Интеллектуально способный и креативный ребенок может оказаться недостаточно работоспособным или недостаточно увлеченным тем делом, в котором пытается реализоваться.

И, наконец, ребенок, имеющий в своем активе все три составляющие тоже может и зачастую испытывает на пути своего взросления и развития огромные сложности. Немало существует научной и популярной литературы где описан феномене угасания детской одаренности, об утрате творческого потенциала, о снижении интеллектуальной активности ребенка, снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда (кризис мотива достижений). Да и любой взрослый человек вероятно может привести целый ряд соответствующих примеров из жизни.

Как поддержать? Как распознать? Как не навредить? Как вовремя помочь способному ребенку развить свои таланты?

Эти вопросы задают себе многие родители и неравнодушные педагоги.

Самое верное, на наш взгляд, еще глубже пытаться вникнуть в природу одаренности каждого конкретного ребенка и не мешать ей.

Часто творческий ребенок не укладывается в отведенное время, получает результаты отличные от ожидаемых, задает неудобные вопросы и "делает все не так, как учат". Этими качествами он "неудобен".

А что взрослые? Родители хотят привычной школьной успешности. Не станем скрывать, что и школьные учителя не всегда готовы оценить и поддержать такого ребенка.

Самое ценное, что может случиться с таким ребенком это встреча с теми взрослыми, которые станут уважать его индивидуальность. Признают его право быть собой. Не станут упрекать в инакомыслии и "ломать под стандарт". Если найдется хотя бы один такой взрослый в его окружении это уже будет большое дело.

Родителю стоит понимать, что от учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж".

Взрослым стоит быть мудрым и признать, что они не все знают, и возможно пользуются не самыми эффективными, и не самыми действенными, а иногда и просто не единственными способами действия. Это сложно. В этом непростом деле может помочь только уважение к личности ребенка.

Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Надо отказаться от взрослой привычки беспрестанно поучать. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Необходимо предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт. Надо признать, что даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

О мотивации

И родителям, и педагогам очень важно помнить, что школьные отметки для интеллектуально одаренных детей не могут быть настоящим мотиватором. Отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Отметками одаренного ребенка можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию почти невозможно. Именно по этой причине по-настоящему одаренные дети редко обладают "школьной одаренностью", способностью получать только хорошие отметки и следить за формальным итоговым результатом, поэтому далеко не все одаренные дети являются в школе отличниками и медалистами.

Настоящими мотиваторами для одаренных детей являются собственно знания и получаемый опыт. Одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания. Они уважают первоисточники, поэтому больше тянутся не к пересказам взрослого, а к документам, словарям, справочникам. И не стоит на это обижаться, стоит это умело использовать.

Еще одним мотивирующим механизмом для одаренного ребенка является сложная задача из сферы его интересов. Всего одна сложная, иногда даже неразрешимая, задача способна "завести" одаренного ребенка и подчинить его внимание надолго. Он будет готов преодолеть многие преграды и на пути к ее решению освоить огромное количество теоретического материала, а это и есть деятельностное обучение, то, о чем говорят, и к чему стремятся педагоги многие десятилетия.

Необходимо помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе.

О самооценке

Отдельного разговора стоит тема о самооценке одаренного ребенка. Коротко можно сказать, что самооценка у одаренного ребенка весьма и весьма нестабильная, особенно в подростковом возрасте. В основном она очень высокая. Взрослый должен остерегаться от соблазна упрекать в "зазнайстве". Не стоит приводить в пример одаренного ребенка другим детям да и вообще сравнивать детей друг с другом.

В минуты отчаяния, а такое с одаренным ребёнком может происходить довольно часто, необходимо укреплять его веру в себя, убеждать, что трудности- это временное и проходящее явление.

В настоящей статье мы осветили, пожалуй, самый важный, но конечно не исчерпывающий, перечень вопросов для взрослых, которые имеют дело с такими необычными детьми.

Детская одаренность будет укрепляться и развиваться, гораздо успешнее проходить кризисные состояния и обретать новое качество, если взрослые будут понимать с чем и с кем они имеют дело, если будут уважать ребенка и ценить его индивидуальность.

 

Переверзева Ольга Викторовна,

Региональный координатор всероссийской олимпиады школьников в  Алтайском крае,

психолог.