Формирование заключения ПМПК на этапе ранней помощи (дети от 0-3 лет)

02.11.2021

232.jpg

Одной из важнейших задач на современном этапе является достраивание начальной ступени в системе образования - системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям. Ранний возраст является наиболее ответственным этапом развития личности ребенка. В этот период происходит формирование всех жизненно важных систем организма и оптимального способа их функционирования в определенных условиях окружающей среды. В первые три года жизни закладываются необходимые и фундаментальные способности человека.   

В настоящее время существует многоэтапная модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

1-й этап - медицинское обследование и помощь: позволяет обеспечить раннее выявление заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации;

2-й этап - комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявления структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций, подготовка рекомендаций, направление в Службу ранней помощи.

Ранняя помощь – это целый комплекс психолого-педагогических и медико-социальных услуг, направленных на обеспечение и улучшение развития детей младенческого и раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья или риск их возникновения, который включает информационно-просветительскую, методическую, психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) таких детей.

Включение ребенка в систему оказания комплексной психолого-медико-педагогической помощи должно быть максимально ранним, поскольку, чем раньше ребенок и его семья начнут получать ее, тем большую эффективность будет иметь коррекционно-развивающая работа специалистов.

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) нужно родителям детей от 0 до 3 лет, чтобы получить рекомендации по оказанию ребенку психолого-медико-педагогической помощи и организации его обучения и воспитания.

Ранняя помощь подразумевает коррекционную помощь детям с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Но, прежде чем такой диагноз может быть выставлен врачом, родитель должен внимательно наблюдать за ребенком, особенно, если что-либо в развитии ребенка его настораживает.

Например, некоторые отставания показателей развития раннего возраста могут заметны уже в первые месяцы жизни малыша:

- переворачиваться, сидеть, ползать ребенок начинает позже (на 2-3 месяца от нормативных показателей);

- комплекс оживления, отклик на эмоциональные обращения взрослых значительно задерживаются и проявляются «вяло», неярко;

- поздно появляются гуление и лепет;

- задерживается самостоятельная ходьба;

- исследовательский интерес и познавательная активность недостаточны, ребенок остается пассивным, новое пространство не вызывает у него интереса и желания его исследовать, очень долго, порой до 2,5-3,5 лет «все тащит в рот»;

- простейшие представления о себе и мире формируются у ребенка только после полутора-двух лет;

- с трудом формируется навык горшка;

- отстает в своем развитии игровая деятельность или же игра носит преимущественно сенсорный характер – малыш может подолгу раскладывать мозаики и сортеры по цветам, иногда по своему усмотрению складывает красивые узоры уже даже в возрасте одного года и никак не реагирует на присоединение к игре взрослого.

Таким образом, родители, заметив какие-то особенности в развитии и поведении ребенка, могут проконсультироваться с врачом-педиатром, который наблюдает ребенка, а также самостоятельно получить помощь, обратившись к специалистам служб ранней помощи.

 

Важной составляющей диагностического обследования в системе ранней помощи является психолого-педагогическое обследование.

Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование основных линий развития:

- двигательного (общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика),

- социального (как ребенок вступает в контакт, какие использует средства общения, сформированы ли у него навыки самообслуживания),

- познавательного (запас знаний об окружающем мире, уровень развития познавательной активности и мотивации ребенка к различным видам деятельности),

- речевого развития (уровень понимания обращенной речи, общей разборчивости речи, дыхания, голоса и др.).

От полученных результатов определяется характер развития ребенка. Чем раньше отклонения в развитии ребенка будут обнаружены, тем благоприятней прогноз его развития.

Психокоррекционная работа с детьми до 3-х лет предполагает повышение уровня познавательного развития детей раннего возраста с проблемами в развитии, что ставит перед специалистами служб ранней помощи совместно с родителями задачи:

обучения ребенка выделению цвета, формы, величины и других признаков предметов и явлений, группированию предметов по цвету, форме, величине,

отбора предметов необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры,

развития общей и мелкой моторики,

расширения представлений об окружающем мире.

 

Таким образом, своевременное обнаружение признаков неблагополучия ребенка дает возможности в дальнейшей адаптации ребенка и профилактике возможных трудностей обучения.

Дальнейшим шагом родителей, получивших заключение ПМПК, будет обращение в службы ранней помощи.

 

Службы ранней помощи действуют в Алтайском крае при медицинских и образовательных организациях. Отделение «Ранняя помощь» при Городской поликлинике №14 г. Барнаула оказывает помощь детям от рождения до трех лет с инвалидностью, с нарушением развития, с риском отставания в развитии. При Детской городской поликлинике №3 г. Барнаула функционирует Центр ранней помощи для детей с отклонениями в развитии, где родители, обратившись за помощью, могут получить консультации и рекомендации узких специалистов.

На базе детских садов и школ Алтайского края действуют 614 консультационных центров, оказывающих методическую, психолого-педагогическую помощь родителям, воспитывающим детей раннего дошкольного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в дистанционном формате. За консультацией родители также могут обратиться в центры психолого-педагогической помощи.

Актуальность развития данного направления обусловлена возрастающим ежегодно количеством детей, имеющих нарушения здоровья, и необходимостью повышения эффективности мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение развития тяжелых заболеваний.

 

 

 

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи