Кому и в каких случаях ПМПК рекомендует АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Вариант 2.

14.12.2021

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой группу детей, в которую входят лица с различными сочетаниями с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений.

Сравнительно недавно дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития рассматривались как «необучаемые». Дети с интеллектуальными нарушениями зачастую оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи. В настоящее время, по результатам прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) категории детей с ТМНР определяется адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). АООП (Вариант 2) предназначен для детей, достигших школьного возраста. Также данный вариант может быть назначен специалистами ПМПК школьникам, обучающимся по АООП (Вариант 1), но не усвоивших данную программу.

Вариант 2 АООП предназначен для образования детей, имеющих умеренную, тяжелую или глубокую умственную отсталость. Для детей данной группы характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Дети безынициативны, несамостоятельны, импульсивны. Непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия и поступки, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость – все это отягощает их поведенческие проявления и усугубляется в связи с возрастными изменениями, например, в подростковом возрасте, что приводит к трудностям в поведении.

Внимание характеризуется рядом особенностей: трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, неустойчивостью, быстрой отвлекаемостью, рассеянностью, низким объемом. Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Восприятие предметов затруднено, оно не дифференцированно, в окружающем пространстве дети выделяют значительно меньше объектов. Значительно нарушено пространственное восприятие. Большие трудности представляет восприятие картин: дети не понимают причинно-следственные связи между персонажами, не видят сюжета, не понимают изображения движения. Память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Особенно интенсивно забываются знания, полученные в словесной форме. У всех детей отмечаются нарушения речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, грамматический строй. Становление связной речи происходит замедленными темпами, дети на протяжении длительного времени не могут самостоятельно высказываться, необходима помощь взрослого в виде вопросов.

В физическом развитии дети отстают от окружающих сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объеме грудной клетки. Нарушена осанка, движения плохо координированы. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у сверстников. Дети не могут долго удерживать рабочую позу в течение урока, занятия. Они быстро устают, снижена работоспособность. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные.

Дети недостаточно критично относятся к результатам своего труда, не видят ошибок.

В обучении детей данной категории наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы, замедляются темпы обучения. В обучении используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие – метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции и обучение проводится пооперационно. Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.

Необходима строгая систематизация в изложении учебного материала. Дети нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны взрослых, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения материала. Важное значение имеет выработка положительной мотивации к обучению, коррекция и развитие психических процессов, речи, крупной и мелкой моторики. Необходимо формирование умений и знаний, способствующих социальной адаптации: навыки обеспечения безопасности жизни, соблюдать личную гигиену, ориентировка в ближайшем окружении, умения пользоваться услугами предприятий торговли, связи, медицинской помощи. Очень значимо в работе с детьми данной категории – это формирование умения общаться с окружающими, усвоение морально-этических норм поведения.

В обучении используются особые методы, а именно больший акцент делается на наглядные и практические методы обучения. А также применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования.

Дети должны обязательно получать услуги логопеда, психолога, посещать коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Целью таких занятий является повышение общего уровня развития, восполнение пробелов предшествующего развития, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии речи, познавательной сфере.

Учебный материал ряда занятий представляет собой определенную систему, предполагающую постоянное повторение пройденного с элементами нового, а также постепенное повышение самостоятельности детей.

Умственная отсталость обучающихся, осложненная в той или иной форме нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, определяет их особые образовательные потребности. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

На основе АООП (Вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. Такая программа помогает обучающимся приобретать жизненные компетенции, которые позволяют им достигать максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают включение в жизнь общества на основе планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

 

 

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог 

Алтайского краевого центра ППМС-помощи