Кто относится к категории слабовидящих детей (этап дошкольного образования). Создание специальных образовательных условий (СОУ) для этой категории детей

11.06.2021

123789.jpg

Слабовидение – разные степени нарушения центрального, периферического, цветового зрения, других функций зрительной системы в отдельности или в совокупности, осложняющие стабильное качественное получение и обработку информации с ограничением зрительного восприятия окружающего, вследствие чего ребенок испытывает трудности в ориентировочно-поисковых, познавательных действиях регуляции и контроля.

Среди причин слабовидения у детей доминируют врожденные, часто наследственного характера, разные виды нарушений рефракций, врожденные, перинатальные патологии: пороки и аномалия развития органа зрения в результате нарушения эмбриогенеза, а также патологические состояния глаз, являющиеся следствиями эмбриопатий или перенесенных внутриутробно воспалительных процессов (микрофтальм, врожденные деформации глаза и отдельных его структур, катаракта и глаукома, дистрофические изменения сетчатки и недоразвитие или атрофия зрительных нервов).

В настоящее время большой процент слабовидящих дошкольников – это дети с ретинопатией недоношенных. Все слабовидящие дошкольники относятся к детям с ОВЗ. Для части слабовидящих детей определяется инвалидность по зрению. Основанием для определения инвалидности является сочетание трех факторов: нарушение функций организма, стойкое ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность.

В группу слабовидящих дошкольников входят дети с разной степенью слабовидения, а, следовательно, разнородность этой группы воспитанников характеризуется разной степенью ограничения в самообслуживании, в способности к самостоятельному передвижению, к деятельности (ее организации и осуществлению).

По показателям остроты зрения на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции определяются три степени слабовидения. Cлабовидение высокой степени: острота зрения –0,05–0,09. Слабовидение средней степени: острота зрения – 0,1–0,2. Слабовидение слабой степени: острота зрения – 0,3–0,4. Степень слабовидения усиливается, если наряду со снижением остроты зрения имеет место быть значительное нарушение другой(их) базовой(ых) зрительной(ых) функци(й) – поля зрения (варианты ограничения или скотомы), цветоразличения (полная или частичная цветовая слепота), глазодвигательных функций (нистагм, паралич глазных мышц), светоощущения (повышение или понижение светочувствительности).

Таким образом, к слабовидящим детям относятся дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем видящем глазу с учетом оптической коррекции очками или линзами. Если без оптической коррекции ребенок видит в указанных рамках, а в очках острота зрения будет выше, то такой ребенок не относится к слабовидящим детям, а относится к детям с пониженным зрением. Если у ребенка один глаз видит в указанных рамках, а у второго глаза острота зрения выше, то такой ребенок тоже не считается слабовидящим. В этом случае ориентируемся на лучший видящий глаз. Для того, чтобы определить по какой программе дошкольного образования будет обучаться ребенок, нужно пройти ПМПК. Специалисты ПМПК подберут нужную программу в соответствии с диагнозом и психофизическими особенностями ребенка.

Тифлопсихологией обосновано и доказано, что дети с нарушением зрения развиваются по общим законам с нормально видящими. В то же время для слабовидящих дошкольников характерен ряд особенностей психофизического и личностного развития, обусловленных прямым или косвенным негативным влиянием нарушенного зрения, которые определяют их психолого-педагогическую характеристику. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Слабовидящие дошкольники наряду с общими типологическими особенностями развития имеют выраженные индивидуальные особенности в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.

Слабовидение обуславливает возможность развития у дошкольников вторичных нарушений:

- бедность чувственного опыта;

- малый запас и низкое качество зрительных образов-памятей (образов предметов и явлений окружающего мира, экспрессивных образов эмоций, образов сенсорных эталонов, движений и действий), вербализм представлений;

- недостаточность осмысленности чувственного отражения;

- отставание в моторных умениях, недостаточная развитость физических качеств, координации, недостаточное развитие психической структуры «схема тела»;

- пассивность во взаимодействии с физической средой, малый запас предметно-практических умений;

- недостаточный уровень владения неречевыми средствами общения.

На этапе дошкольного образования для слабовидящих обучающихся создаются следующие специальные образовательные условия:

· офтальмологическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения (медицинская реабилитация слабовидящего);

· организация профилактической работы и создание офтальмо-гигиенических условий, облегчающих зрительную работу, обеспечивающих поддержку и развитие всех структур зрительной системы; охрану и поддержание нарушенного зрения, предупреждение его ухудшения, развитие сохранных и нарушенных зрительных функций, наращивание зрительной работоспособности:

- определение характера и неукоснительное соблюдение режима зрительных нагрузок;

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических условий, актуальных для зрительной работы в соответствии с клиническими формами слабовидения;

- организация статико-динамического режима жизнедеятельности детей с нарушением зрения, отражающего целесообразную смену покоя и двигательной активности слабовидящего ребенка.

· обеспечение безбарьерной игровой среды, ее доступности для освоения ребенком с высокой степенью слабовидения; создание игровой среды, побуждающей слабовидящего ребенка к преодолению трудностей развития, обусловленных негативным влиянием глубоко нарушенного зрения; вовлечение слабовидящего ребенка в разные виды игр;

· коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия, умения рационально использовать нарушенное зрение в повседневной жизни, повышение зрительной работоспособности, развитие умения использовать сохранные анализаторы.

· В занятия воспитателя включается решение ряда специализированных задач: формирование адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности, о вербальных и невербальных средств общения, расширение социального опыта; учет на занятиях особенностей слабовидящего ребенка; обеспечение коррекционной направленности воспитательных мероприятий.

Также выделяется группа детей, которые по степени и характеру зрительных нарушений не могут быть отнесены к слабовидящим. Тем не менее у них есть нарушение зрения, которое требует специальных условий образования на уровне дошкольного образования. В законодательных актах эта группа дошкольников обозначается как дети функциональными расстройствами зрения: с амблиопией и косоглазием. По клиническим формам нарушения зрения эта группа дошкольников значительно шире, чем группа слабовидящих.

 

  

Составитель: Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК

Алтайского краевого центра ППМС-помощи