Кто относится к категории слабовидящих детей (этап начального общего образования). Создание специальных образовательных условий (СОУ) для этой категории детей

01.07.2021

1.jpg

Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной системы вследствие её поражения. При слабовидении острота зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля зрения.

Категория слабовидящих обучающихся - неоднородная группа, различающаяся по своим зрительным возможностям, состоянием зрительных функций и характером глазной патологии.

Существуют три степени слабовидения.

Слабовидение тяжелой степени: острота зрения в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции.

Слабовидение средней степени: острота зрения - 0,1 - 0,2.

Слабовидение слабой степени: острота зрения - 0,3 - 0,4.

Степень слабовидения усиливается, если наряду со снижением остроты зрения имеет место быть значительное нарушение другой базовой зрительной функции - поля зрения (сужение или наличие скотом), светоощущения (повышение или понижение светочувствительности), цветоразличения, глазодвигательных функции (в виде нистагма, значительно осложняющего процесс видения, и косоглазия) и др.

Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают врожденно-наследственные причины.

У слабовидящих обучающихся наблюдаются:

§ снижение общей и зрительной работоспособности;

§ замедленное овладение письмом и чтением;

§ затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект;

§ обедненность чувственного опыта;

§ снижение двигательной активности, своеобразие физического развития;

§ своеобразие становления и протекания познавательных процессов, снижение общей познавательной активности.

В связи с особенностями слабовидящих обучающихся, они нуждаются в особых образовательных потребностях, которые заключаются в том, чтобы:

1) начинать специальное обучение слабовидящих сразу после выявления первичного нарушения развития, что требует введение в содержание обучения специальных разделов;

2) использовать при обучении специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе компьютерные технологии);

3) проводить работу по обогащению чувственного опыта, расширению предметных и пространственных представлений, формированию и расширению понятий; по развитию сенсорно-перцептивной деятельности, познавательной деятельности, формированию умений и навыков зрительной ориентировки, социально-бытовой ориентировки.

 

Для слабовидящих обучающихся существуют адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (АООП НОО).

Вариант 4.1 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).

Психолого-педагогическая поддержка слабовидящего ребенка в процессе реализации АООП предусматривает:

§ помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками

§ профилактика внутриличностных и межличностных конфликтов, создание эмоционально комфортной обстановки

§ развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих, к проявлению социальной активности

В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на осуществление психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся.

Вариант 4.2 предполагает увеличенные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы) на этапе начального общего образования и адресован слабовидящим обучающимся с ЗПР, у которых уровень развития несколько ниже возрастной нормы.

Специалисты, работающие в рамках АООП, учитывают зрительный диагноз, возраст и время жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояние основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, зрительный режим, обогащение чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности, использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, темп учебной работы, развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности.

Создание СОУ для слабовидящих предполагает в процессе обучения:

развитие зрительного восприятия;

формирование основных навыков ориентировки в пространстве, пространственных представлений;

использование всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебном процессе и повседневной жизни;

развитие познавательного интереса, познавательной активности; соблюдение зрительных нагрузок;

соблюдение светового режима;

чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием;

использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

использование индивидуальной текстовой и изобразительной наглядности, индивидуальных пособий, оптических, тифлотехнических и технических средств;

соблюдение режима физических нагрузок;

специальная психокоррекционная помощь психолога, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей;

развитие и коррекция коммуникативной деятельности в работе с логопедом;

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения по всем учебным предметам

Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими школьниками включает развитие сенсорно-перцептивной деятельности, формирование умений и навыков зрительной ориентировки, социально-бытовой ориентировки через реализацию обязательных коррекционных курсов: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура (АФК)», «Развитие зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие коммуникативной деятельности».

Таким образом, родители, получив заключение ПМПК с рекомендуемым вариантом АООП, имеют право выбора: обучать ребенка в специализированной школе, реализующей данную программу, или обучаться в общеобразовательном классе, но с условием создания специальных образовательных условий для ребенка.

 

 

 

Составители:

Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК

Алтайского краевого центра ППМС-помощи;

Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог ПМПК

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Источники:

https://fgosreestr.ru/

https://base.garant.ru/