Определение специальных образовательных условий (СОУ) для обучающихся с сенсоневральной тугоухостью I-II степени

01.05.2021

222.jpg

Тугоухость – это снижение слуха. По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы. Смешанный тип включает оба поражения.
Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда человек перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Различают 4 степени тугоухости.
Сенсоневральная тугоухость 1 степени считается в медицине легкой, порог слышимости 26-40 Дб, восприятие разговорной речи от 5 метров и менее, восприятие шепотной речи 2 м. При 1 степени инвалидность не дается. Если ребенок находится в шумном помещении, он может не расслышать речь. В случае соблюдения тишины в помещении ребенок слышит речь, но страдает различение таких звуковых характеристик, как звонкость-глухость, твердость-мягкость.
Умеренную 2 степень тугоухости диагностируют при следующих результатах исследования: порог восприятия – от 41 до 55 Дб; восприятие разговорной речи – от 3 м и менее; восприятие шепотной речи – около ушной раковины. В настоящее время лицам со 2 степенью тугоухости инвалидность также не дается. У детей со 2 степенью наблюдаются определенные сложности с восприятием звуковой информации. Они не могут расслышать звонок телефона, шум техники. В быту или на в школе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.
Часто родители дошкольников с сенсоневральной тугоухостью I-II степени просят определить детей в логопедическую группу, так как у них диагностируется речевое нарушение. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) определяет адаптированную образовательную программу (АООП) исходя из ряда показателей диагностики ребенка и учитывая целесообразность применения мер коррекционного воздействия. При определении АООП для детей с нарушениями речи первичным нарушением в структуре дефекта является недоразвитие речевой деятельности. В то время как при снижении слуха первичным нарушением в структуре дефекта является нарушение слуховой функции, а нарушение речи является вторичным. Отсюда и меры коррекционного воздействия различны.
При нарушении речи и сохранном слухе приоритетными направлениями коррекционной работы логопеда являются: коррекция и развитие фонематических процессов и на этой базе – коррекция нарушенного звукопроизношения, развитие словообразования, словоизменения, накопление и активизация словаря, развитие связной речи. При нарушенном слухе приоритетными направлениями являются: развитие слухозрительного и слухового восприятия и на этой базе – развитие произносительной стороны речи, речевых возможностей, поэтапного формирования речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.
Таким образом, при нарушенном слухе, даже при минимальном нарушении каким являются тугоухость I-II степени, ПМПК определяет АООП для слабослышащих обучающихся. В этом случае в заключении ПМПК указываются направления коррекционной работы педагога-психолога, сурдопедагога.
Педагог-психолог:
Коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, развитие произвольной регуляции деятельности.
Формирование учебной мотивации.
Развитие социального поведения и активизация навыков речевого общения.
Развитие пространственно-временных представлений.
Развитие продуктивного взаимодействия.
Сурдопедагог:
Развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи, связной устной и письменной речи, коммуникативной функции речи.
Развитие слухового и слухозрительного восприятия устной речи.



Составитель: Быкова Марина Борисовна, зав. ЦПМПК