Создание СОУ детям с ЗПР, которые обучаются на этапе основного общего образования

02.06.2021

1369.jpg

С 1 сентября 2016 года образование детей с задержкой психического развития (ЗПР) регулируется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ существует два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Выбор АООП, вариантов обучения осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

В 2020 и 2021 годах дети, которые обучались с 2016 года по вариантам 7.1 и 7.2 закончили свое обучение в начальном звене. Такая ситуация вызывает вопросы о преемственности в организации последующего образования на уровне основного общего образования. Сразу отметим, что на уровне дошкольного, а также основного и среднего общего образования разработка отдельного стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена. На всех уровнях общего образования специальные требования к образовательным результатам, условиям реализации отражаются в АООП.

Таким образом, дети с ЗПР могут обучаться по АООП и на уровне основного общего образования (с 5 по 9 класс). Современные требования к обучению детей с ОВЗ предусматривают прохождение ПМПК при переходе с одного уровня образования на другой. Если ребенок закончил 4 класс по АООП НОО по варианту 7.1 или 7.2, необходимо пройти ПМПК для подтверждения адаптированной программы на уровне основного общего образования.

Рассмотрим подходы к разработке образовательного маршрута обучающегося с ЗПР на этапе основного общего образования. Дети с ЗПР могут обучаться как в коррекционном классе для обучающихся с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе. На этапе основного общего образования все дети с ЗПР обучаются по обычным учебникам, но задания адаптируются учителем с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.

Своеобразие психофизического развития обучающихся с ЗПР определяет дифференциацию требований к результатам по учебным предметам, введение в содержание образования занятий педагога-психолога, учителя-дефектолога (до 7 класса). Важным представляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума, которые осуществляют комплексное сопровождение ребенка, в том числе на основе сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие обозначает, что если в школе нет нужного специалиста, то его предоставляют дистанционно из другой школы, центра психолого-педагогической помощи.

Учитель школы при оценивании обучающихся основного общего образования руководствуется общеобразовательной программой и наличием у ребенка с ЗПР способности работать по алгоритмам. Это значит, что для обучающегося нужно разработать памятки с алгоритмом решения задачи, уравнения, примеров с дробями, применения грамматического правила, написания изложения, сочинения и др. Истинная задержка психического развития, если даже она не компенсируется к подростковому возрасту полностью, проявляется в более медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, в сниженной способности к волевым усилиям, в неумении самостоятельно организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Все это сказывается на учебной деятельности. В процессе обучения учитель должен учитывать эти особенности. В этом случае ребенок будет удовлетворительно осваивать общеобразовательную программу.

В 9 классе после 1 четверти школьники, которые обучаются по АООП для обучающихся с ЗПР, должны пройти ПМПК для получения специальных условий проведения государственной итоговой аттестации (ГИА). Для них предусмотрено сокращение количества сдаваемых экзаменов до 2-х обязательных (математика, русский язык) и специальные пакеты экзаменационных материалов.

 

 Составитель: Быкова Марина Борисовна, заведующая ЦПМПК Алтайского краевого центра ППМС-помощи