Создание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на этапе дошкольного образования

01.10.2021

555.jpg

Среди детей, имеющих нарушения в развитии, выделяется группа детей со сложными дефектами. К множественным нарушениям относятся такие, при которых у ребенка одновременно существуют три и более нарушений, причем каждое имеет отрицательные последствия, усугубляющие отклонения в развитии. Например, у ребенка умственная отсталость в выраженной степени (умеренная, тяжелая, глубокая) и детский церебральный паралич (ДЦП). Вследствие этого у ребенка неразвита или плохо развиты понимание речи, собственная речь, выраженно отстает развитие психических процессов.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, нарушением памяти, для них характерно своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание этой категории детей отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Моторная сфера характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое поведение в ходе любой организованной деятельности, что нередко проявляется в агрессивных реакциях (крик, плач). Степень сформированности навыков самообслуживания у детей этой категории может быть различна. Некоторые полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др., другие же дети способны самостоятельно выполнять самообслуживающие процедуры, участвовать в простой трудовой деятельности. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами.

Образование ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями является нормализацией его жизни, под которой понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей, а именно: решение вопросов повседневной жизнедеятельности, выполнение полезной трудовой деятельности, определение содержания своих увлечений и интересов. Образование дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) должно быть нацелено на формирование и развитие набора таких умений и навыков, позволяющих такому ребенку максимально самостоятельно решать жизненные задачи в соответствии со своими психическими и физическими возможностями. Успешная социальная адаптация дошкольников с ТМНР взаимосвязана с развитием адекватных средств коммуникации (если ребенок не говорит, то развиваем альтернативную коммуникацию – глобальное чтение, введение символов, заменяющих инструкции, простые фразы), последовательным формированием доступных форм общения со взрослыми, со сверстниками, усвоением принятых в обществе норм человеческих взаимоотношений в соответствии с возрастом ребенка (развитие умения вести себя в соответствующей ситуации).

Необходимо помнить, что важнейшим условием развития, воспитания и обучения ребенка с ТМНР является формирование эмоционального контакта с ним, что предполагает соблюдение взрослыми ряда важных условий:

- индивидуальный подход;

- длительное наблюдение за ним с целью определения значимых для ребенка впечатлений, комфортного времени участия в совместной деятельности и способов проявления своих чувств и эмоций;

- систематическое взаимодействие ребенка и заботящегося о нем взрослого;

принятие и уважение ребенка;

- обеспечение возможности ребенку проявить собственную активность, поддержать или завершить общение, контакт с ним;

- максимальное постоянство ухаживающих за ребенком взрослых, которое позволяет формировать и развивать избирательно эмоциональный контакт.

Для данной группы детей необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. В этом случае в заключении ПМПК указываются направления коррекционной работы педагога-психолога, логопеда, дефектолога.

Примерные направления коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками с ТМНР будут направлены на вызывание элементарного эмоционально отклика, на формирование продуктивного общения ребенка со взрослым, на коррекцию нежелательного поведения (привитие правильных поведенческих стереотипов), на формирование социальных навыков. Психолог может развивать доступные игровые действия у ребенка, произвольную регуляцию деятельности, познавательную активность, формирование алгоритмов учебного поведения, нужных для дальнейшего образования ребенка.

В задачи логопеда входит:

- накопление и активизация словарного запаса;

- формирование простой фразы;

- формирование простого произвольного речевого высказывания;

- коррекция и развитие всех компонентов речи.

Коррекционная работа логопеда с неговорящим ребенком с ТМНР будет направлена на развитие понимания обращенной речи, вызывание звукокомплексов, звукоподражаний, на формирование и развитие подражательной речевой деятельности, а также формирование доступных форм альтернативной коммуникации.

Коррекционная работа дефектолога направлена на:

- вызывание элементарных реакций на зрительные, слуховые, тактильные стимулы,

- обогащение сенсорного опыта,

- формирование и развитие продуктивной предметно-практической деятельности,

- формирование навыков самообслуживания,

- формирование пространственных и социально-бытовых ориентировок.

 

Коррекционная работа с дошкольниками с ТМНР включает следующие направления:

Общие направления:

- сенсорное развитие (развитие восприятия ребенка о свойствах предмета: форме, цвете, величине, положение в пространстве, вкусе и т.д.);

- предметно-практические действия (формирование действий с различными предметами и материалами);

- коррекционно-развивающие занятия психолога, логопеда, дефектолога;

- двигательное развитие

Специфические направления для отдельных категорий детей с ТМНР:

- развитие слухового восприятия и обучение произношению;

- музыкально-ритмические занятия;

- ритмика;

- социально-коммуникативное развитие;

- основы пространственной ориентировки;

- социально-бытовая ориентировка;

- речевая практика;

-основы коммуникации;

- психомоторика и развитие деятельности

- двигательная коррекция

- эмоциональное и коммуникативно- речевое развитие

 

Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он обеспечивал максимальное психическое развитие, доступное ребенку на каждом возрастном этапе, помогал в преодолении отклонений, затрудняющих его развитие.

 

 

 

Автор-составитель: Кононова Нина Сергеевна,

педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощ

и