В каких случаях ПМПК рекомендует АООП для обучающихся с ТНР (Вариант 5.1. и 5.2)

31.08.2021

5a2c971f64b734548744_2000x.jpg

Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные врачом психиатром и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная основная общеобразовательная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, то возможны 2 варианта программ.

Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма при сохранном интеллекте.

Ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП составляет 4 года. То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.

При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.

Вариант 5.2. предназначен для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.

В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:

I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Срок освоения варианта 5.2 АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный –4 классы), во II отделении 4 года (I – 4 классы).

Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией. Для обучающихся с ТНР на I отделении варианта 5.2 обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучающийся с ТНР, осваивающий вариант 5.2, полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с ТНР (вариант 5.2) имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия конкретизируются применительно и к особенностям обучающихся с ТНР по варианту 5.1. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с ТНР должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Срок освоения АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.2) может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

 

 

 

Составитель: Новикова Юлия Анатольевна, учитель-логопед Алтайского краевого центра ППМС-помощи