Как преодолеть детскую застенчивость

02.06.2022

111.jpg

Первые признаки застенчивости у ребёнка можно наблюдать уже в раннем возрасте: малыш крепко прижимается к маме, прячет лицо при виде незнакомых людей, волнуется или даже пугается, с опаской относится к любым нововведениям.

Особенно сильно застенчивость проявляется при поступлении ребёнка в детский сад. Во время игр малыш держится в стороне от сверстников, наблюдая за играющими, но не решаясь к ним подойти. На приглашение присоединиться к игре, часто отвечает отказом, или выполняет второстепенные роли, не проявляя инициативу. Ребёнка очень сложно вовлечь в общий разговор, общую деятельность. Сложно уговорить на участие в детских утренниках, а если удаётся, то выученное стихотворение рассказывает тихим голосом или шепотом, часто теряется, забывает слова. Но совместно с другими детьми может и спеть, и станцевать.

Застенчивый ребёнок, как правило, ведёт себя тихо и спокойно, предпочитает спокойные игры, часто в одиночестве. Неохотно вступает в контакт, стесняется, старается избегать встречи с глазами собеседника. В тоже время общение с родственниками, хорошо знакомыми людьми, как правило, ничем не отличается от обычного.

Застенчивый ребёнок редко делает что-либо недозволенное, он постоянно ориентирован на оценку своих действий. Постоянное ожидание оценки со стороны окружающих держит его в постоянном напряжении, не позволяет расслабиться.

 

Застенчивость – это комплексное состояние, проявляется в разноо­бразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведе­ние, и устранить ее.

 

Причины застенчивости:

·           Генетическая предрасположенность. Наследственность достаточно часто является главным пусковым фактором в развитии такого состояния. Родители застенчивых детей, как правило, сами не очень общительны.

·           Природные факторы. Дети с меланхолическим и флегматическим типами темперамента входят в группу риска развития застенчивости. Возможно ребёнок интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно. В таком случае не следует бороться с несуществующей проблемой. Если ребёнок – интроверт и ему не нужна большая ком­пания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него экстраверта, то такой ребенок может стать застенчивым.

·           Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребёнка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от проблем ребёнка. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению.

·           Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если требования к ребёнку превышают его возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребёнок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.

·           Проблемы адаптации. В ходе привыкания к новым условиям, у ребёнка формируются положительные и отрицательные особенности характера, которые необходимы для его дальнейшего взаимодействия с окружающим миром. Если адаптация проходит неудачно, то это ведет к развитию нерешительности и застенчивости.

·           Соматические патологии. В этом случае имеется в виду наличие различных заболеваний, проявления которых могут отличать ребёнка от его сверстников. Например, патологии развития, следы от повреждений на коже или врожденные физические недостатки. Нередко внешние отличия от основной группы детей приводят к насмешкам и поддразниваниям. В итоге ребёнок ощущает неуверенность, замыкается и предпочитает держаться от ровесников на расстоянии.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. С течением времени у застенчивого ребёнка складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.

    Как преодолеть застенчивость:

·          Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» и «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим, «авто­ритарным». Наиболее благоприятным для застенчивых детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований ко всем детям. В семье наибо­лее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки и любви.

·          Никогда не выделяйте застенчивость как негативную черту. Наоборот, в общении с другими людьми старайтесь подчеркнуть деликатность, сдержанность ребёнка.

·          Родители – самые важные люди для ребёнка. Именно они служат для него образцом поведения и именно с них он берёт пример. Поэтому чаще приглашайте к себе домой гостей, сами вместе с ребёнком ходите в гости, при этом демонстрируй­те собственные дружелюбие и приветли­вость. Обучайте ребёнка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно заранее в игре проигрывать роль ребёнка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).

·          Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Слишком завышенный и идеализированный образец для подражания сделает вашего ребёнка еще более неуверенным в своих силах и возможностях.

·          Научите ребёнка свободно говорить о своих эмоциях и чувствах, это очень пригодится ему в дальнейшей жизни.

·          Хвалите ребёнка в тех ситуациях, когда он смог овладеть собой в незнакомой обстановке или с кем-то познакомился. Побуждайте его больше разговаривать. Никогда не ругайте за страх.

·          Развивайте самостоятельность ребёнка. Позволяйте ему идти на разумный риск и переносить поражение – только так он научится адекватно относиться к ошибкам.

·          Поощряйте участие ребёнка в конкурсах и соревнованиях, запишите его в спортивную секцию.

·          Еще один действенный способ – рассказывание сказок. Вспомните, в каких ситуациях ребёнку тяжелее всего, и придумайте сюжет про мальчика или девочку, которые оказываются в похожих обстоятельствах. Разумеется, сказка должна быть со счастливым концом.

 

Конечно, превратить застенчивого ребёнка в лидера вряд ли удастся, поэтому не стоит ставить перед собой такой цели – успехом можно считать то, что ребёнок будет чувствовать себя комфортно, общаясь с окружающими.

 222.jpg

                                                                                               

 Попова Е.А., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи