Как рассказать ребёнку о разводе

18.04.2022

555.jpg

Развод – это тяжелое событие для всех членов семьи, особенно болезненно его переживает ребенок, поскольку его привычный мир рухнул, и ему приходится отстраивать его заново и искать новые опоры. Часто детям кажется, что они могут исправить ситуацию и чувствуют свою ответственность за воссоединение родителей. И если не получается, испытывают чувство вины, бессилия и потерянности. А это очень тяжелая задача для детской психики.

Но бывает так, что развод является единственно правильной, необходимой мерой для родителей, а для ребенка он может стать избавлением от еще больших переживаний. Намного тяжелее ребенку постоянно находится в атмосфере «хронического» развода, когда взрослые, продолжая жить под одной крышей, фактически не являются семьей. В доме, где постоянная напряженная обстановка, конфликты, скандалы, ребенок чувствует себя несчастным. На фоне родительских ссор, у детей развиваются страхи, тревога и раздражительность.

Если родители приняли решение о разводе, то они должны поставить ребенка в известность о предстоящем событии, и лучше это сделать до того, как это произойдет. Важно, чтобы разговор оставил у ребенка уверенность: он по-прежнему любим обоими родителями.

К сожалению, нет рецепта, как совсем избавить ребенка от травм при разводе. Родители – живые люди, и эмоции неизбежны. Однако смягчить последствия вполне возможно, если соблюдать некоторые важные правила.

·         Нельзя скрывать от ребенка ситуацию развода, он все видит и понимает. Тайна усиливает тревогу. Часто бывает, что мама придумывает историю о длительной командировке отца, и ребенок находится в постоянном ожидании его приезда. Иногда это усугубляется словами мамы:  «Ты себя плохо ведешь, поэтому папа не приезжает!».  Тогда у ребенка возникает не только чувство тревоги, но и огромное чувство вины. Не следует этого делать, так как рано или поздно вас уличат во лжи, от чего подорвется доверие ребенка к вам.

·         Не рекомендуется проводить разговор в момент болезни ребенка, усталости или другого неблагоприятного состояния.

·         Желательно, чтобы при разговоре присутствовали оба родителя (при условии, что они могут сохранять уважение и корректность друг к другу). Если родители враждебно настроены, то лучше провести разговор одному родителю. Но информация, исходящая от взрослых не должна быть разной.

·         Маленькому ребенку не стоит рассказывать, что родители не сошлись характерами или папа не соответствовал ожиданиям мамы. Все это вызовет лишь большую тревогу. Достаточно просто сказать, что папа больше не будет жить с вами, но будет приходить в гости.

·         Ребенку старшего дошкольного возраста причину расставания можно объяснить невозможностью для мамы и папы оставаться друзьями. Это наиболее понятное для ребенка объяснение, так как у него уже есть опыт отношений со сверстниками и он знает, что даже с самым близким другом происходят ссоры.

·         Опишите ребенку дальнейшие перспективы, как будет выглядеть ваша жизнь. Старайтесь акцентировать внимание на благоприятном будущем. Это нужно, чтобы уменьшить его страх перед неопределенностью. Отвечайте на все вопросы. Опишите, как и с кем будет общаться ребенок. Помните, что вы не просто рассказываете о разводе, а восстанавливаете только что разрушенный мир ребенка.

·         Адекватно реагируйте на реакцию ребенка. Спокойно примите гнев, слезы. Приласкайте или дайте побыть наедине.

Главная мысль при разговоре с ребенком должна заключаться в том, что мама и папа по-прежнему любят его и будут о нем заботиться. Ребенок, получая такую информацию, ощущает заботу родителей о себе, не чувствует своей вины и начинает понимать, как будет строиться его жизнь после развода родителей.

На каждом из этапов взросления дети по-разному способны воспринимать такую информацию и реагировать на нее.

·            Малыши до 3 лет ещё не понимают, что мама и папа разводятся, но могут почувствовать это по настроению родителей и напряженности семейной обстановки. Они могут начать капризничать, плакать без повода, плохо спать и есть. Также может произойти регресс в развитии: ребёнок «забывает» навыки, которым научился – есть ложкой, ходить на горшок.

·            В возрасте с 3 до 6 лет дети наиболее тяжело переживают уход одного родителя из семьи. Дети не понимают истинных причин случившегося, и довольно часто считают себя виновными в данной ситуации, просят изменить все, обещая вести себя хорошо. Думают, что папа или мама его просто разлюбили. После развода ребенок может приобрести новые качества, негативно сказывающиеся на его развитии. Он может стать более тревожным и подозрительным, менее уверенным в себе, скромным и застенчивым. Может появиться агрессивное поведение, направленное либо на одного из родителей, либо на сверстников.

·            Стресс от родительского развода в любом возрасте может быть таким сильным, что ребенок может заболеть физически.

Как помочь ребёнку пережить развод?

Облегчить переживания ребенка могут адекватные и цивилизованные отношения обоих родителей. Важно не критиковать другого родителя в присутствии ребенка, не говорить о своих негативных чувствах к бывшему супругу. Понятно, что всем нелегко в сложившейся ситуации, но ребенок должен понимать, что он не обязан выбирать, кто ему милее: мама или папа. Он должен чувствовать, что отношения родителей к нему не изменились.

Чтобы помочь дошкольнику пережить развод родителей, его нужно окружить любовью, заботой и вниманием. Сохраняйте единый стиль воспитания, что разрешает мама, не должен запрещать папа и наоборот. Важно также сохранять привычный режим ребёнка, общение с родственниками и друзьями, поездки к бабушкам и дедушкам. Чаще проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте, посещайте новые места. Но если он захочет побыть наедине, предоставьте ему такую возможность Дайте ребёнку возможность выразить свои страхи и переживания в беседах, рисунках, фантазиях.

Постарайтесь сохранить уважение друг к другу после развода. Несмотря на то, что теперь у каждого своя жизнь, вас связывает ребенок. Сделайте всё возможное для его счастья и благополучия!

666.jpg

 

Попова Е.А., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи