Вранье или фантазии (Определение причины, методы исправления проблем)

30.04.2021

888.jpg 

Жизнь любого ребенка наполнена фантазиями и выдумками. Это одна из особенностей детей дошкольного возраста. Дети видят окружающую реальность другими глазами. Примерно в 4 года ребенок начинает спрашивать себя, за что его наказали и как этого можно избежать. Тогда он ищет способы обхода различных неприятностей вроде выговоров и наказаний.

Ложь отличить от фантазии просто. Фантазия не причиняет вреда и не имеет целью получение какой-либо выгоды. Любая фантазия малыша, если она не преследует корыстных целей, – не ложь, а проявление эмоций.

Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:

· самооборона (ложь из-за боязни наказания);

· копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);

· попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);

· желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);

· самооправдание (он первый меня ударил).

Ложь ребёнка – это сигнал, который он посылает своим родителям. Ведь он не станет врать, если в его жизни всё в порядке. Очень важно понять, какая именно потребность стоит за его ложью. Разобравшись в этом, можно понять причины детской лжи. Ведь ребенок врет совсем не потому, что не любит своих родителей или не уважает их. И не потому, что его моральные ценности слабы. Есть много разных внешних причин, которые подталкивают ребенка ко лжи. Ложь ребенка тоже принимает разные формы.

Далее рассмотрим разновидности собственно лжи.

1. Ложь ради самоутверждения. Ребенок приукрашивает свои качества, рассказывает о героических поступках, которых он на самом деле не совершал, выдает желаемое за действительное, приукрашивает. Как правило, таким образом ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Также подобные поступки характерны для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе.

2. Ложь из страха. Зачастую дети лгут потому, что взрослые не готовы принять неприятную правду - ещё одно следствие привычки многих родителей к идеализации. Ребенок, в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, лгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей «хорошим», тем более, если его наказывают.

3. Ложь из чувства вины. Это те ситуации, когда ребенок берет на себя вину за поступок, который он не совершал. Если такое поведение замечено уже в младшем дошкольном возрасте, значит, что-то в семье не так, и психологический микроклимат далек от идеального. Подобное поведения свидетельствует о ранних проявлениях комплекса неполноценности.

4. Дурной пример. Здесь все понятно - ребенок просто копирует модели поведения взрослых или сверстников.

5. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики - например, ребенок не выдает совершившего проступок товарища и лжет чтобы спасти того от наказания. Также это характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).

6. «Соревновательная ложь», например, в игре. Характерна для дошкольников 5-6 лет, так как именно в это время у детей складываются и укрепляются различные групповые отношения - в семье, в детском саду. Ребенок приобретает статус в каждой из групп. Чтобы повысить статус, стать лидером, ребенку приходится идти на всякие ухищрения, часто нечестные, с точки зрения морали.

7. Настоящая, продуманная и осознанная ложь встречается все-таки у детей не так часто. Если ребенок часто и продуманно лжет, это свидетельствует об определенных психологических проблемах.

В конце концов, не следует требовать от ребенка невозможного. Если взрослые лгут, даже в мелочах, ребенок обязательно это подметит и подумает «а почему мне нельзя?»

В каждом случае свои способы борьбы с детской ложью. Подумайте, не слишком ли Вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли ребенка лгать сами, показываете ли ребенку, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы.

Нет простого рецепта, как отучить ребенка врать. В каждой ситуации – свои способы решения проблемы.

Никогда не пытайтесь делать своего ребенка источником только положительных эмоций. Ребенок тоже имеет право на отрицательные эмоции. Если он не будет разряжаться с их помощью, то не сможет предупреждать стресс. С пониманием отнеситесь к возможным проявлениям плохого настроения, давая ребенку право на разные эмоции, и тогда он не станет привычно лгать.

Как поступить, если Ваш ребенок ещё маленький, но уже начал врать из-за того, что сделал что-то не так и теперь боится, что, если родители узнают правду, то они перестанут его любить? Если Вы видите, что ребенок соврал, то сядьте рядом с ребенком так, чтобы вы стали как бы одного роста с ним и Ваши глаза были на уровне глаз ребенка, и спокойно скажите ему, что Вы просите сказать правду и наказывать его за неё не будете. Обязательно подчеркните, что Вы его любите и доверяете ему. И сдержите своё слово – не ругайте ребенка, что бы он Вам не рассказал, а помогите ему разобраться в сложившейся ситуации, поддержите его, научите, как поступить правильно. Тогда Ваш ребенок будет и дальше доверять Вам, и у него отпадёт необходимость во лжи.

Помните, что ребенок честен со своими родителями, если:

· не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;

· уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;

· знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом;

· знает, что в спорной ситуации Вы примете его сторону;

· твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливо и разумно;

· между родителями и детьми существует доверие.

 

Наши дети – это повторение нас самих. Нельзя забывать: от того, насколько честны и искренни Вы сами, и насколько доверительные отношения между Вами и детьми, будет зависеть, насколько ребенок будет с Вами правдив.

Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка:

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми членами семьи. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков ребенку не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.

4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям.

 

Если же факт обмана уже установлен, то желательно использовать следующие правила:

1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. В школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.

2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды.

3. Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.

 8888.jpg

 

Стратегия родительских действий

• реагируйте на ложь спокойно, избегайте избытка эмоций, не наказывайте ребенка, пока вы «на взводе»;

• постарайтесь вместе с ребенком определить причину лжи, и придумать другой выход из сложившейся ситуации;

• старайтесь не подавать плохой пример ребенку. Чтобы требовать чего-то от ребенка, стоит начать с себя. Не провоцируйте каверзными вопросами своего ребенка, это только распалит в нем желание врать;

• хвалите ребенка, каждый раз, когда он говорит правду, в особенности, в тех случаях, когда это потребовало от него некоторых усилий и даже внутренней борьбы;

• не делайте спешных выводов, если вина ребенка не установлена. Это может поколебать уверенность ребенка в вашей справедливости и понимании;

• подавайте пример правдивости. Дети учатся врать, как правило, у взрослых.

Разумные ограничения необходимы, и как запреты провоцируют ложь, так и вседозволенность. Воспитывая в ребенке правдивость, надо стараться не переусердствовать.

 

Если говорить о фантазии, то это просто необходимо для полноценного развития. Без хорошо развитого воображения ребёнку будет сложно освоить некоторые школьные предметы. Для того, чтобы ребенок мог делиться своими мыслями и фантазиями – не стоит смеяться над ним либо яростно опровергать невозможность выдумки. Лучше расспросите его о предмете выдумки или пофантазируйте вместе – это поможет вам стать ближе друг к другу.

Помните, что фантазия призвана делать мир лучше. Направьте всю силу воображения своего ребенка в нужное русло и, возможно, именно этим вы откроете ему путь к творческим профессиям.

 

 Автор-составитель: Голованова Лариса Валерьевна, педагог-психолог Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 Использованная литература:

«Детская ложь и ее причины», Материал электронного журнала «Азбука развития»

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.