Фильмы для семейного просмотра

18.06.2021


10.jpg  

В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. В среднестатистической семье телевизор включен до 7–8 часов в день. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о том, что потом могут быть негативные последствия. Влияние телевидения на развитие личности ребенка недооценивать нельзя. Телевидение -это чудесное изобретение, позволяющее, не выходя из дома, приобщаться к удивительному разнообразию жизни и в считанные секунды перемещаться в любую точку земного шара.

Просмотр фильмов не всегда выполняет функцию только развлечения. Фильмы могут развивать художественный вкус, эрудицию, образное и критическое мышление. Все зависит от того, как смотреть кино вместе с детьми.

 

Выбирайте фильм, который вы сами уже смотрели.

При выборе фильма следует помнить, что именно родители ответственны за то, какое кино показывают детям. Обратите внимание на возрастные ограничения, узнайте, на какую аудиторию рассчитан этот фильм.

 

Школьник должен анализировать то, что смотрит.

Просмотр кино может быть бесполезным, если ребенок не до конца понимает его смысл, не сопереживает героям, не «узнает» себя в фильме, не ведет внутренний диалог с собой и автором, не строит ассоциаций. Психологические обследования младших школьников выявили, что «поток аудиовизуальной информации, не требующей сосредоточенности и умственных усилий, чаще воспринимается пассивно». Со временем это переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает воспринимать ее также. Он привыкает делать только то, что не требует усилия, что затрудняет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

После просмотра можно поговорить с ребенком о фильме, попросить его вспомнить фразы, которые запомнились, поинтересоваться о том, какие мысли пришли в голову, какие противоречия заметил ребенок в ленте или задать вопросы, которые остались после увиденного. Очень полезным было бы попросить ребенка описать чувства главных героев, связать их с событиями в фильме, поделиться своими впечатлениями: что особенно тронуло, удивило т.д.

В современное время каждый может выбирать ту программу телевидения, которая ему интересна: передачи о живой природе, музыкальное шоу, мультфильмы, комедии и т.д. Но телевидение несет и непоправимый вред, делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети.

Не секрет, что картинки плавно вытесняют письменную речь из многих сфер жизни. Наши дети в современном мире живут в совершенно иной, визуальной среде. Учить детей правильно понимать и взаимодействовать с кино-, видео- и прочим движущимся изображением уже стало необходимостью. Именно в детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни.

Большая часть фильмов небезопасна, а те киноленты, передачи, которые можно смотреть ребенку, требуют родительской цензуры и комментариев.

Что касается мультфильмов, то многие современные мультипликационные фильмы, которые так любят дети, не всегда несут позитивные ценности. В них можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию личности ребёнка:   

·        Переизбыток агрессии и насилия на экране. Множество исследований психологов и социологов разных странах мира (прежде всего в США) подтверждают негативное воздействие сцен насилия и жестокости в фильмах на аудиторию, особенно детей и подростков. Очень часто просмотр кино, мультфильмов, передач с использованием вышеуказанных сцен обуславливает возникновение детских страхов.

·        Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Это формирует стереотип вседозволенности. Нет четкой границы между добром и злом.

·        Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям — чаще норма, а не исключение.

·        Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребенка к суициду.

Поэтому, при выборе мультфильма, кинофильма нужно быть осторожным, прежде всего подумать, как может повлиять на детей какой-либо поступок героя, как может отразиться фильм с плохим смыслом на психике ребенка.

Министерство культуры представило проект списка российских фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра со школьниками. Сюда же вошли некоторые зарубежные киноленты. Ниже представлен выборочный список рекомендуемых фильмов для совместного просмотра с детьми младшего школьного возраста.

Комедии:

«Внимание, черепаха!» (1969 г.)

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964 г.)

Приключения:

«Чук и Гек» (1953 г.)

«Приключения Буратино» (1975 г.)

Музыкальный фильм «Айболит-66» (1966 г.)

Зарубежные киноленты:

«Хатико: Самый верный друг» (2008 г.) Великобритания, США

«Мэри Поппинс» (1964 г.) США

«Большой и добрый великан» (2016 г.) США

«Тайна Келлс» (2009 г.) Франция и др.

Кино обладает большими возможностями для детского развития, огромной убедительной силой. Идеи и образы, воспринятые при помощи киноискусства, подкрепленные яркими эмоциями, усваиваются глубоко и прочно, становятся основой для развития мировоззрения ребенка. Необходимо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.

Таким образом, на сегодняшний день, только родители могут защитить детей от агрессии, жестокости, от той деструктивной энергии, которая врывается в нашу жизнь через телевидение, сохранить детей здоровыми, с желанием жить и любить этот мир.

 

 

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

 

Источники:

Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман М., 2005. 359 с.

Тургараева, Г.К. Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 185-188.

Семенов В.Е. Кино как стимул насилия и психопатологии // Литературная газета, №20 (6785).

https://xn-------43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/upload/iblock/1b5/Semya-ot-A-do-YA...

https://zen.yandex.ru/media/detidoma/kakie-filmy-rekomenduet-minkult-smotret-detiam-1114-let-5deb58a2027a1500affb1816