Помощь тревожному ребенку

12.04.2021

Что значит «тревожный ребенок»? Периодически страхи и беспокойства испытывают все дети. Но тревожными нельзя назвать всех детей. Каждый ребенок сталкивается в своей жизни с ситуациями, вызывающими страх. Со множеством таких ситуаций большинство детей справляются самостоятельно и достаточно легко. Но рано или поздно наступает момент, когда обязательно нужна помощь самых близких и любящих людей — родителей.

1.jpg  

Следует знать, что существует несколько источников тревоги у младших школьников.

1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Ребята часто боятся собак, машин, детей, которые старше их, поскольку воспринимают их как вероятный источник опасности, боли или физического дискомфорта.

2. Тревога из-за потери любви. Дети болезненно переживают свои школьные неуспехи боясь лишиться родительской любви и поддержки. Кроме того, они часто тревожатся из-за вероятной потери расположенности сверстников, лишения общения в классе.

3. Тревога вследствие чувства вины. У младших школьников чувство вины проявляется переживанием самоунижения, досады на себя, оценкой себя как недостойного. Чувство вины оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, поскольку в своем сознании он часто не разделяет себя как личность и свой поступок или ошибку и склонен оценивать себя плохо в целом. Чувство вины снижает уверенность в себе и мешает школьнику добиваться поставленных целей.

4. Тревога из-за неспособности овладеть ситуацией. Новые, постоянно меняющиеся условия, предъявляющие к ребенку различные требования, могут вызвать у него ощущение бессилия, невозможности что-то сделать. В силу возрастных особенностей и недостатка опыта многие школьники не видят эффективных способов разрешения трудных ситуаций, поэтому пасуют перед жизненными трудностями, замыкаются в себе, боятся поделиться своими переживаниями с близкими.

5. Тревога, возникающая из-за препятствия к достижению желаемой цели или удовлетворению сильной потребности. Жесткие рамки и ограничения, которые применяют взрослые в ходе обучения и воспитания, запреты и условия могут спровоцировать рост тревожности у ребенка.

Высокие требования и критика со стороны взрослых, авторитарный стиль отношений и хроническая неуспешность чаще вызывают тревогу у детей эмоциональных, чувствительных, имеющих индивидуальные особенности, предрасполагающие к росту тревожности. Трудности в овладении учебным содержанием, наслаиваясь на проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, могут привести к развитию так называемого школьного невроза, когда ребенок, боясь допустить ошибку и вызвать насмешки сверстников, вообще отказывается ходить в школу, а на уроках не слышит слов учителя, поскольку чрезмерно напряжен и погружен в свои переживания.

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации. Он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, учится самостоятельно выстраивать отношения с окружающими. В младшем школьном возрасте уровень тревожности повышается, что связано не только с изменением привычных условий жизни, но и с перестройкой взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Особую роль в жизни ребенка начинают играть сверстники как первая самостоятельно избранная ребенком группа, в которой он приобретает независимость от контроля взрослых.

Ребенок семи—десяти лет начинает больше времени проводить с друзьями. Общение со сверстниками в этом возрасте не только делает самооценку более адекватной, но и помогает социализации детей в новых условиях. Тревожность в начале обучения в той или иной степени свойственна всем первоклассникам.

Тревогу и беспокойство у младших школьников могут вызывать обычные школьные правила. Многие ученики боятся опоздать в школу или перепутать расписание занятий, тревожатся из-за домашних заданий.

Причинами тревоги ребенка могут быть индивидуальные особенности и качества личности, а также серьезные испытания, вызвавшие у него негативную эмоциональную реакцию. Сильный испуг, глубокое переживание, которое испытал школьник в результате, например, пожара, аварии, смерти кого-то из близких, хроническая психотравмирующая ситуация в семье — таковы основные причины серьезных нарушений развития личности детей.

2.jpg  

У ребенка важно выработать и укреплять уверенность в себе, собственные критерии успешности, умение вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Например, тревожного ребенка следует подготовить к новым ситуациям, т.е. предварительно ознакомить его с содержанием этих ситуаций, обсудить возможные трудности, с которыми ребенок может столкнуться, научить правильному поведению в их преодолении. Эффективно будет предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию выступления), обязательно укреплять у детей уверенность в себе, развивать адекватную самооценку. При этом, следует показать и научить ребенка приёмам, позволяющим справиться с излишним волнением, тревогой (это может быть рисование, прослушивание перед сном спокойной музыки, телесный контакт, массаж лица, плеч и т.д.)

Для преодоления школьной тревожности у ребенка необходимо создать в семье атмосферу принятия, безопасности, чтобы он чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов в школе. Важным является сформирование у ребенка правильного отношения не только к оценке, но и к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, который важен для ребенка в дальнейшей мотивации к деятельности.

У многих детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности является страх не соответствовать ожиданиям окружающих. В ситуациях неприятия сверстниками дети совершенно теряют самообладание, болезненно это переживают. В этих случаях ребенку необходимо помочь научиться находить у себя положительные качества, пользоваться ими в тех видах деятельности, в которых он может достичь заметного успеха. Необходимо направить его внимание на успехи, ежедневно хвалить ребенка в присутствии других членов семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, нельзя унижать достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не стоит заставлять ребенка извиняться за тот или иной поступок; уж лучше научить его объяснить, почему он это сделал (если захочет). Очень действенным является снижение количества замечаний. Особенно благотворно действуют ласковые прикосновения родителей: это поможет тревожному ребенку не только обрести чувство уверенности и доверия к миру, но и избавит его от страха насмешек. Родители тревожного ребенка должны быть последовательны и единодушны в поощрениях и наказаниях. Все это будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребенка.

Родителям необходимо понять и принять тревогу ребенка – ведь он имеет на нее полное право. Для этого нужно чаще интересоваться его жизнью, мыслями, чувствами, страхами, научить его говорить о том, что его тревожит, вместе обсуждать ситуации из школьной жизни, вместе искать выход. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к своим близким людям за помощью и советом. Даже если детские переживания родителям не кажутся серьезными, нужно признавать их, вовремя обращать на них внимание, чтобы в дальнейшем избежать более серьезных личностных проблем.

 

Составитель: Кононова Нина Сергеевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

 

Источники:

Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей / Т.В. Костяк. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 96 с. (Психолог родителям.)

Ушакова Е.М. Как избавить ребенка от тревожности // Директор школы. – 2006. - № 7. – С. 99-101.