Успешность обучения младшего школьника. Посильная помощь родителей.

02.09.2022

Термин «успешность обучения» можно рассматривать в двух направлениях. Первое – как особое эмоциональное состояние ученика, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам. И второе – как показатель качества образования (результативность и эффективность обучения).

Применительно к младшему школьному возрасту об успешности обучения можно говорить, как о неких достижениях ребенка в социально значимой деятельности (учебе) и их признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы).

Родители всегда стремятся сделать все возможное, чтобы обучение их младших школьников было успешным, чтобы ребенок достиг как можно более высоких результатов. Но очень часто, несмотря на старания близкого окружения и педагогов, проблема неуспешности выходит на первый план.

111.jpg

На консультациях у психолога родителей интересуют не только причины, влияющие на неуспешность обучения, но и то, как сами родители могут помочь своим детям преодолеть сложности.

В рамках данной статьи постараемся разобрать основные причины и сориентировать в вопросах оказания помощи своим школьникам.

 Значимом фактором успешности в любом виде деятельности, как медики, так и психологи называю физическое развитие. Родителям важно понимать, что физическая готовность к школе существенно влияет на результативность и эффективность обучения. Так организация: правильного режима дня, сбалансированного питания, занятий спортом позволит сохранить и укрепить соматическое здоровье ребенка, которое в свою очередь, позитивно скажется на умениях и навыках, необходимых для познавательной активности.

В последние годы одним из актуальных запросов родителей младших школьников на консультациях является отсутствие мотивации к обучению. И тут задача родителей заключается в том, чтобы на доступных примерах объяснить ребенку для чего ему нужно учиться, как ему могут пригодиться те или иные знания, например, знания английского языка. Если Вы просто будете говорить, что это необходимо ему в будущем, то вряд ли достигните положительного результата. Эффективнее будет показать, как он может использовать эти знания уже сейчас. Пройдите вместе по улицам и почитайте вывески, поизучайте инструкции к бытовой технике, игрушкам и т.п., покажите на собственном примере как вам помогает знание языка. А если вам удастся проводить дома тематические вечера («Говорим на английском», «Математический ринг» и т.д.), то вы поспособствуете желанию ребенка добиться успеха, актуализируете его потребность в самоутверждении и лидерстве, что несомненно положительно скажется на учебной мотивации.

На успешность в обучении также влияет и культура речи. Сформированное умение логично излагать свои мысли, четко отвечать на заданный вопрос, пересказывать прочитанное позволяет эффективно осуществлять коммуникацию в учебном процессе. Первоклассник уже должен уметь называть свой адрес, фамилию, имя и отчество свою и своих родителей, знать названия дней недели и месяцев, ориентироваться в смене времен года и существенных признаках каждого из них, различать названия основных цветов. Таким образом, задача родителей развивать словарный запас своего ребенка, общаться с ним на разные тему, позволять высказывать свою точку зрения и учить ее аргументировать.

Еще одной немаловажной психологической причиной неуспешности в обучении является низкий уровень развития познавательных процессов. Ребенок может не понимать задания, испытывать затруднения при пересказывании текстов, пропускать буквы в письменных работах, допускать ошибки при сложении, умножении и т.д. Эти проблемы могут быть связаны со слабой концентрацией произвольного внимания, низким уровнем развития долговременной, механической, зрительной памяти и т.д.

Если представить механизм памяти в виде схемы: Потребность – Мотивация – Внимание – Концентрация. То можно предположить, что заинтересовав в игровой форме ребенка запоминанием той или иной информации и поощряя его при этом, мы сможем улучшить его память. Для тренировки процессов памяти и внимания существуют мнемотехники, логические закономерности, последовательные и фонетические ассоциации - их большое количество, в том числе в свободном доступе, можно найти в интернете. А какие из них применять - выбирать только Вам. Одним из старейших и надежных средств позволяющих улучшить память, обогатить словарный запас, развить логическое запоминание является заучивание стихотворений.

Можно предложить вашему школьнику игры с предметами, картинками, убирая или переставляя которые, мы просим ребенка вспомнить что исчезло или изменилось, восстановить все как было.

Значимыми факторами формирования неуспешности в обучении являются повышенная тревожность и неуверенность в себе. Часто родители сами торопят своих детей поскорее выполнить домашнее задание, либо настаивают на изучении материала, когда ребенок явно демонстрирует признаки усталости и несобранности. А если ребенок не получает признание собственной успешности от значимых близких людей, пусть даже в незначительных делах (написал красиво букву, без ошибок списал предложение и пр.), то это постепенно формирует его негативную самооценку, повышает уровень личностной тревожности. В то время, как уместная и своевременная похвала в любой деятельности способствует не только повышению ее результативности но и мотивирует на продолжение.

222.jpg

Родителям необходимо понимать, что время, требующееся детям для внутренней переработки новой информации, зависит от сложности материала и индивидуальных особенностей школьника. Если фаза концетрированного обучения длится от 10 до 15 минут, то нужно рассчитывать, что время переработки материала займет от 2 до 5 минут. Поэтому просить ребенка пересказать стихотворение, которое он выразительно прочел или текст параграфа лучше спустя некоторое время. А уж злиться на него и ругать за плохую память вовсе не стоит.

Также родителям немаловажно знать, что в среднем дети 5-8 лет способны интенсивно, без перерывов, учиться лишь на протяжении 5-7 минут, а школьники 9-13 лет – в течение 8-12 минут. Не более!!! И обязательно после интенсивного обучения должна следовать пауза.

Добиться лучших результатов получится при условии что только 20-40% учебного времени будут требовать напряженного внимания от ребенка. Так при выполнении домашнего задания ваш младший школьник способен быть высоко сконцентрированным (не допускать ошибок) от 12 до 24 минут в течении одного часа. В связи с этим, главная задача родителей – научить ребенка распределять очередность выполнения домашнего задания, закрепить алгоритм действий. Установить определенный свод правил, к примеру таких:

1.       садится за уроки – отдохнувшим;

2.       приступать к выполнению конкретного задания лишь после понимания того, что необходимо сделать (прочитать, переписать, выписать и т.д.);

3.       выполнять наиболее сложно дающийся предмет лишь на протяжении 15 минут, затем сделать перерыв минут на 5-7, заняв себя в это время чем-то приятным.

Совет: чтобы чрезмерно не увлечься отдыхом, стоит научить ребенка таймингу. Заводить будильник, устанавливать секундомер, песочные часы, напоминающие об окончания перерыва).

Таким образом, как бы мы не трактовали «успешность обучения» – это во многом результат совместных усилий взрослого и ребенка. Уделив время учебной деятельности своего чада, попробовав разные варианты, а в случаи необходимости обратившись к специалистам за помощью, вы обязательно сделаете все возможное для повышения достижений своего школьника.

 

 

Милина А.С., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи