Обучение навыкам самостоятельного приема пищи детей с ОВЗ

01.06.2021

Обучение навыкам самостоятельного приема пищи детей с ОВЗ

 1.jpg

Одна из важных задач при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищу. Одной из главных причин (например, у детей с детским церебральным параличом), затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз–рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребенок и что ему еще не под силу, затем разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, обучение которым приведет ребенка к освоению навыка в целом.

Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

Для обучения навыку самостоятельного приема пищи надо посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие (при нарушениях опорно-двигательного аппарата), его можно зафиксировать ремнем. Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем густую пищу. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки. Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку взрослый держит с ребенком вместе и направляет ему в рот. Затем взрослый набирает пищу в ложку и просит ребенка подносить еду себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть. Обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту другие члены семьи, сидящие за столом. При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение стихов, потешек, рассматривание книг и иллюстраций и др.

 

2.jpg 

 

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее одной или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками. Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, взрослый помогает придерживать чашку рукой а ребенок пьет. Можно взрослому поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение. Но есть дети, которые не умеют глотать жидкость. Следует научить их глотать. Дать глоток жидкости и прижать щеки руками и тогда он вынужден проглотить жидкость.

Многие дети отказываются есть или избирательны в еде.

Для преодоления данных проблем нужно составить «Визуальное расписание», где обозначена карточка с изображением и подписью «Время кушать». Каждый день утром показываете расписание ребёнку и проговариваете все действия, которые Вы с ребенком должны делать сегодня. Выполняя рутины одну за другой, Вы подходите ко времени завтрака. Показываете ребёнку карточку «Время кушать». Ведёте ребёнка на кухню. Можете карточку положить на стол, чтобы ребёнок понимал, что в это время он должен именно кушать.

3.png

Если ребёнок отказывается от того, что вы предложили, дайте возможность выбрать самому ребёнку: «Что ты хочешь, это или это?».

Всегда давайте ребёнку свободу выбора.

Так ребёнок научиться принимать то, что вы предлагаете. Выбор должны предоставлять Вы. Не спрашивать ребенка «Что ты хочешь?». В этой ситуации у ребенка возникают затруднения. Он не может предложить варианты. И у Вас возникают затруднения. Если ребенок хочет еду, которой у Вас в данный момент нет. Поэтому, даем право выбора из двух предложенных Вами блюд. При этом блюда должны быть равнозначными. Например, каша овсяная или рисовая, тушеный картофель или жаркое с картофельным пюре и т.д.

4.png

Если у ребёнка не большой рацион, и он отказывается принимать другую пищу, то попробуйте следующий приём: предлагаете одну ложку или кусочек не любимой еды, после показываете ложку или кусочек любимой еды. За то, что ребёнок съел то, что Вы предлагали, он получает награду в виде любимой еды. Таким образом он научится принимать и другие виды пищи.

Не давайте перекусы, так как перекусами ребёнок насыщается, и когда приходит время полноценно покушать, он отказывается. Прием пищи строго три раза в день, за общим семейным столом. Все члены семьи, находящиеся за семейным столом, едят одинаковую пищу, чтобы у ребенка было чувство равенства со всеми.

Если ребёнок в течение дня получил для организма в достаточном количестве питательные вещества и жидкость, то не стоит беспокоится о том, что он отказывается кушать, даже если он питался только один раз в день.

Нельзя оставлять ребенка голодным, руководствуясь принципом «захочет есть - сам попросит». Некоторые дети не чувствуют голод, поэтому они могут голодными ходить неделями. Такой подход приводит к госпитализации.

Если ребёнок пытается съесть несъедобное (но не опасное), чтобы привлечь внимание взрослых, то такое поведение игнорируем. Но если ребёнок не понимает, что это несъедобное и опасное, то убирайте из поля зрения в недоступное место.

Дети раннего возраста могут отказываться от приема пищи, потому что не могут самостоятельно пользоваться столовыми приборами.


Подсказки для успешного обучения детей самостоятельному приему пищи:

 

v   Во время обучения ребенок ест не аккуратно. Необходимо дать ребенку возможность пробовать делать все самостоятельно. Под столик, за которым ест ребенок можно подстелить клеенку, из старой рубашки смастерить «спецодежду»: удобно надевать ее задом-наперед и застегивать на спине. Еще одна идея — наволочка с прорезанными для головы и рук отверстиями. Если в квартире тепло, можно оставить на ребенке минимум одежды — меньше придется стирать.

v   Приготовьте две ложки (одинаковые): одну для ребенка, вторую для себя. Пусть ребенок начинает есть сам, а когда устанет, помогите ему, не забирая ложку из его рук. Если у ребенка не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Бывают ситуации, когда вы торопитесь или вам кажется, что самостоятельно ребенок поест плохо или мало. Не стоит отбирать у него ложку, чтобы как следует быстро накормить. Наберитесь терпения.

v   Используйте небьющуюся посуду.

v   Перед приемом еды надо проверять температуру пищи, чтобы ребенок не обжегся и не испугался.

v   Старайтесь резать еду небольшими кусочками. Ребенок сможет сам брать пищу. Не ругайте, если он начнет кушать руками.

v   Не кормите ребенка насильно! Иначе он возненавидит еду как процесс, и Вам будет сложно приучить его есть самостоятельно в дальнейшем. 

v   Не торопите ребенка.

v   Если малыш приболел или просто не в настроении, отложите обучение.

v   Не совмещайте кормление с играми, чтением, просмотром мультфильмов - это вредно для пищеварения, таки как слюна выделяется в меньшем количестве, а значит, еда плохо переваривается.

v   Если начали учить ребенка кушать самостоятельно, не отступайте. И других членов семьи предупредите, что отныне малыш ест сам, помогать ему не нужно. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам! Во время кормления ребенка попросите других членов семьи тоже присутствовать за столом и активно кушать ложками.

v   Во время игр с ребенком используйте тему еды. Например, «Званый ужин у игрушек», игры в песочнице с лопаткой и пр.

 

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Напоминать ребенку важность чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником. Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

 

 

 

Составитель: Голованова Лариса Валерьевна, педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи