Особенности развития речи дошкольников после кохлеарной имплантации

26.03.2021

Кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться говорить, развиваться и общаться, а впоследствии - успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — это длительный процесс реабилитации и систематических развивающих занятий.

1.jpg

Речевое развитие ребёнка после кохлеарной имплантации происходит:

- непроизвольно в естественном бытовом общении - дома, на улице, в гостях. И здесь все зависит от того, как активно родители будут вовлекать ребенка в процесс общения. Мало дать ребенку возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

- во время целенаправленных занятий с сурдопедагогом, логопедом, дефектологом, детским психологом и родителями. Эти занятия позволяют быстрее развить навыки, которые хуже развиваются в естественных ситуациях.  

Чтобы лучше понимать, как у ребенка будет развиваться речь после кохлеарной имплантации, необходимо знать, что выделяются 4 периода слухоречевой реабилитации.

I период «Начальный период развития слухового и слухоречевого восприятия с кохлеарным имплантом (КИ)»

Его длительность составляет 3-12 недель.

Он связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. За это время должны быть достигнуты параметры настройки процессора КИ, позволяющие ребенку воспринимать все звуки речи.

Занимаясь с ребенком, родителям следует:

развивать интерес ребенка к окружающим звукам;

учить различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и т.п;

активизировать произнесение звуков и слов по подражанию;

стимулировать проявление лепета.

Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры. Концентрируя внимание, ребенок приучается опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание.

Развивать слуховое восприятие можно с помощью таких игр, как:

Игра «Молоточек»

Ребенку предлагается поиграть в «плотника». Ему дают детский молоток и объясняют, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. А затем нужно забить большой гвоздь, поэтому стучать надо сильно и громко. Показывают, как нужно стучать. И в процессе игры чередуют «забивание» маленьких и больших гвоздей.

 2.png

Игра «Угадай по голосу»

Ребенку предлагается закрыть глаза, а кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.

Игра «Отвернись и угадай, что прозвучало»

Родитель берет карандаш и стучит вместе с ребенком по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т. д. Затем предлагает ребенку отвернуться и отгадать, по какому предмету стучали. В процессе игры можно поменяться ролями: ребенок стучит, а взрослый отгадывает.

Игра «Где я?»

Родитель предлагает ребенку закрыть глаза, сам отходит в сторону и стучит в бубен (звонит в колокольчик). Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Игра «Ать-два!»

Родитель показывает ребенку, как можно маршировать под стук барабана, побуждая его повторять действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левой! Раз, два, правой!», стараясь, попадать под ритм шага ребенка.

 

II период «Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ»

Он длится от 6 до 18 месяцев.

В это время ребенок научается обнаруживать разные звуки, слышать различия между ними, узнавать и запоминать звуки и слова. Уровень развития его слухового восприятия речи близок к развитию ребенка в возрасте 1-1,5 лет. Он сам начинает говорить отдельные слова, а затем и 2-3-словные предложения, часто по­вторяет за взрослым слова, но не всегда понимает их значения.

На этом этапе в процессе занятий с ребенком важно акцентировать внимание на:

развитии слухового контроля и формировании координации между слухом и артикуляцией (ребенок должен уметь повторить новое слово, даже если он его не понимает);

обучении контролю над высотой и громкостью звука (необходимо научить ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса);

развитии словарного запаса;

развитии умения образовывать новые слова

развитии умения выстраивать предложение

использовании речи для общения.

Трудности, с которыми сталкивается ребенок в этот период – это плохое запоминание слов и проблемы с распознаванием всех звуков речи.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. А игры помогут пополнение словарного запаса и развитию речи:

Игры «Что это такое?», «Что делает?», «Какой?»

Взрослый показывает ребенку разные картинки и предметы им соответствующие и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?

Игра «Животные»

Родитель раскладывает перед ребенком две картинки большего размера с изображениями леса и дома и просит разложить карточки (игрушки) с изображением домашних животных к картинке с домом, а диких - к картинке с лесом, а затем наоборот подобрать каждому животному соответствующую картинку.

Игра «Повтори по порядку»

Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам»

Родитель называет ребенку слова, которые он знает, и звуки в которых произносит правильно. Ребенок должен повторить названные слова, простукивая или хлопая на каждый слог. Например, кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.

 3.jpg

III период «Языковой период развития восприятия речи и собственной речи»

Период может длиться более 5 лет.

У ребенка продолжает улучшаться восприятие звуков и речи — он начинает понимать речь в шуме, речь разных людей, речь, не обращенную к нему. Уровень развития собственной речи у детей с КИ по окончании этого этапа может быть очень разным.

Внимание родителей должно быть сосредоточено на:

расширении словарного запаса и кругозора;

развитии связной речи;

развитии умения грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания;

формировании представлений об обобщенных понятиях, анализе и синтезе.

Трудности, с которыми сталкивается ребенок в этот период – это пропуски слогов в словах, особенно последний и безударный слоги и трудности восприятия и произношения тихих частей слов —приставок, окончаний и предлогов.

Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Для занятий с детьми подойдут такие тематические игры, как:

Игра «Разговор по телефону»

Используя игрушечный телефон, родитель имитирует телефонный разговор с ребенком: приветствует ребенка и задает ему вопросы, на которые получает ответы. Постепенно речевой материал усложняется. Важно учить ребенка вслушиваться в речь взрослого, а взрослому внимательно слушать своего малыша.

Игра «Дополни предложение»

Родитель показывает ребенку картинки с изображением действий и предлагает дополнить предложение одним или несколькими словами.

Лида читает …(книгу).

Мама сшила … (платье).

Папа поймал … (рыбу).

Птичка прилетела … (с юга).

Мы открыли …(дверь).

Игра «Скажи по-другому»

Родитель предлагает ребенку придумать ласковые или уменьшительные названия для предъявляемых ему картинок с изображением животных, предметов. Например, Лиса - лисонька - лисенок – лисичка.

Игра «Переставь слова в предложении»

Родитель придумывает предложение и произносит его, изменив порядок слов. Ребенок должен уловить смысл и исправить предложение, произнеся слова в правильной последовательности.

Например:

Дети повесили на дерево кормушку.

Кормушку дети повесили на дерево.

На дерево повесили кормушку дети.

В процессе игры ребенок учиться выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

 

IV период «Период развития связной речи и понимания сложных текстов»

Этот этап речевого развития детей с КИ аналогичен периоду развития речи, который характерен для нормально слышащих детей в возрасте старше 7 лет.

Для полноценного речевого развития ребенка важно учить понимать прочитанный текст, пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, общаться с разными людьми с помощью речи.

Трудности, с которыми сталкивается ребенок в этот период – это согласования слов в предложении и восприятие речи, если она не обращена непосредственно к нему и не привлечено его внимание к говорящему.

 

Кохлеарная имплантация – это шанс для ребенка с нарушением слуха максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них. Эта возможность может быть реализована только при условии ежедневных занятий по развитию речевого слуха и устной речи ребёнка, а главное - ежеминутного целенаправленного общения с ним.

 

 

Автор-составитель: Сафонова Елена Геннадьевна, учитель-логопед Алтайского краевого центра ППМС-помощи

 

Использованная литература:

Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб: Умная Маша, 2010.

Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. Королева. - СПб.: Умная Маша, 2010.

Соколовская Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации //Специальное образование. - 2013. - № 2. – С. 91- 97.