Как защитить подростков от дурного влияния?

20.04.2022

По дурным влиянием стоит понимать негативное воздействие кого-либо или чего-либо на физическое и/или психическое здоровье человека. Иногда это влияние происходит в латентной (скрытой) форме, когда сам человек не замечает происходящих с ним изменений.

Еще Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе-эпопеи «Война и мир» описал мнение княжны о Пьере следующими словами: «Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я». И действительно окружение испокон веков оказывало значительное влияние на формирование ценностей, взглядов, установок, мировоззрения человека.

Задача формирования полноценной личности с развитыми лидерскими качествами, уверенностью в себе, умением отстаивать свое мнение является одной из самых важных в вопросах воспитания. Большинство родителей стараются обеспечить ребенку такое окружение, чтобы оно влияло на него исключительно положительно.

 111.jpg

Но не стоит забывать, что в подростковом возрасте границы общения расширяются и подрастающему человеку уже мало семьи, его интересуют сверстники и сферы жизни, которые раньше ему не были доступны. Подросток стремиться узнать новое любыми путями – посредством общения со странными приятелями («чем человек необычней, тем интереснее»), поиском новых друзей в виртуальных сетях, посредством просмотра роликов и сайтов в Интернете. Все это меняет личность подростка. 

Как родителям распознать «тревожные сигналы»:

  •  подросток стал скрытным, не хочет рассказывать вам о том, чем он сегодня занимался;

  •  при звонке друзей выходит в другую комнату или просит выйти вас;

  •  вы нашли у него чужие вещи (деньги, алкоголь, наркотики и др.);

  •  подросток стал просить у вас большие суммы на карманные расходы (куда уходят деньги, он не может объяснить);

  •  подросток стал очень нервным, часто плачет (характерно для девочек);

  •  подросток пришел домой пьяным, избитым, у него появились проблемы со здоровьем;

  •  подросток перестал ночевать дома.

 222.jpg

Большинство родителей распознав тревожные сигналы, используют педагогически неправильные стратегии поведения, к таким стоит отнести:

запреты – запрещая подростку общаться со сверстниками родители очень часто только усугубляют отношения с ребенком. Формируется недоверие. «Они мне запрещают, значит я вообще ничего рассказывать не буду», думает ваш ребенок и становится замкнут и молчалив с вами.

полную изоляцию – так называемый «домашний арест» когда ребенку разрешается посещать только школу и выходить на улицу по делам.

Такая стратегия способствует тому, что подросток замыкается, уходит в виртуальный мир или свои фантазии. В результате он становится отчужденным, не умеющим общаться и решать вопросы. Окружающим такой человек кажется странным и непонятным, его поведение отпугивает.

физическое наказаниекогда за непослушание и проступки к подростку применяют физическую силу (наказывая ремнем, давая пощечину и др.).

Данная родительская стратегия становится причиной того, что подросток вырастает озлобленным и хитрым. А порой и довольно жестоким действуя по принципу «меня били и я буду».

игнорирование многие родители ошибочно считают, что уже воспитали ребенка и больше с ним ничего делать не надо. А потому в подростковом возрасте они дают ему полную свободу: «Делай, что хочешь».

При использовании такого подхода ребенок разочаровывается в родительской любви и ищет ей замену, порой компенсируя недостаток внимания асоциальными поступками, а также опасными связями.

Как оградить подростка от дурного влияния?

Нужно понимать, что это не предмет одной беседы со своим ребенком. Важно на системной основе учить его искать выход, быть готовым к любому повороту событий.

 333.jpg

Советы родителям:

1.                 Не жалейте времени на совместное с подростком обсуждение прочитанных литературных произведений, просмотренных кинофильмов, прожитых жизненных событий.

Например, можно обсудить с ним школьную ситуацию, задав вопросы: «А как ты считаешь еще можно было поступить», «Как ты бы себя повел (а) при схожих обстоятельствах?», «Чья реакция на случившееся тебе была непонятна, почему?» и т.д.

2.                 Интересуйтесь, с кем общается ваш подросток. Приглашайте к себе его друзей. Оценивайте, как они общаются, на какие темы разговаривают, как относятся друг к другу. Узнайте у своего ребёнка почему ему нравится общаться с этими ребятами, какие поступки он одобряет, что на его взгляд является главным в дружеских отношениях. Не запрещайте подростку общаться со сверстниками.

3.                 Относитесь к нему как к взрослому, спрашивайте его мнение по различным вопросам.

4.                 Личным примером показывайте, как вы решаете спорные вопросы.

В конфликтах никогда не кричите, будьте вежливы, обходительны и терпеливы, сотрудничайте, спокойно отстаивайте свою точку зрения. Этот опыт будет для него бесценным.

5.                 Обеспечьте занятость подростка дома. Давайте ему такие задания, с которыми он точно справится. Не заставляйте выполнять обязанности насильно, применяйте технологию «Без тебя никак».

«Проверь уроки у младшей сестры. Ты из всех нас лучше знаешь математику», «Найди в Интернете новое блюдо к празднику. На твой вкус», «Найди, пожалуйста, папе фильм, у него никак не получается».

6.                 Учитывайте интересы подростка, обеспечьте занятия в кружках, секциях и др.

7.                 Формируйте доверительные отношения с ребенком, посредством внимательного отношения к изменениям в его настроении, признанием своих чувств («Меня беспокоит то, что с тобой происходит», «Я переживаю за тебя»), искренней заинтересованностью («У тебя что то случилось?», «Ты хотел бы со мной поделиться?»).

8.                 Если все же ваш сын/дочь попали под влияние плохой компании, объясните, что друзья помогают друг другу, а не используют в корыстных целях.

9.                 Если вы заметили у него чужие вещи, деньги, алкоголь, наркотики, спросите обо всем прямо. Поясните, что сподвигло вас так думать. Обязательно отметьте, что если что-то случилось, вы никогда не осудите, поймете и постараетесь помочь.

Помните, что максимальный психологический комфорт, созданный дома, является фундаментом для формирования адекватной самооценки, уверенности, ответственности за свою жизнь и свои поступки.

 

Милина А.С., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи