Мой ребенок прокрастинатор или это просто лень?

30.05.2022

В последнее время довольно часто на консультацию к психологу приходят родители обеспокоенные низкой самоорганизованностью, несобранностью своих детей. Они говорят, что ребенку сложно сосредоточится на учебной деятельности и не отвлекаться. При этом сами же дети, как правило, винят себя за то, что постоянно откладывают запланированное на потом и вместо активных действий делают все, лишь бы не приступить к выполнению намеченного: часами сидят в интернете, болтают по телефону, смотрят в окно. На фоне переживания постоянного чувства вины у детей снижается общий эмоциональный фон настроения, уверенность в собственных силах и как следствие самооценка.

Как понять, что происходит с ребенком?

 1.jpg

Для начала давайте разберемся с терминологией.

Термин «Прокрастинация» произошел от слияния двух латинских слов «pro» (для) + «cras» (завтра) = «procrastinatio» (откладывание на завтра). В психологическом значении – это склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

«Лень» же в самом обыденном понимании – это отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времяпрепровождения, а не трудовой деятельности. В психологии под ленью чаще понимается отсутствие мотивации (побуждения к действию).

Разграничение двух этих понятий произошло благодаря трудам французского психолога, доктора медицины и права Альфреда Бине. Он провел исследование среди большой группы школьников, заслуживших репутацию «ленивых» в связи с привычкой прокрастинировать, и решил разобраться, что же скрывается за этим ярлыком.

На основе своих наблюдений он выделил два типа лени.

Случайная лень

Такая лень, по мнению Бине, является следствием определенных обстоятельств. Она отмечается у школьников, у которых желание учиться пропало из-за плохих оценок или насмешек одноклассников. Здесь имеет место временное, вызванное обстоятельствами нежелание что-либо делать, отсюда и симптомы прокрастинации.

Прирожденная лень

Такая лень, как полагает Бине, проистекает из недостатка инициативы. Она свойственна школьникам, которые не испытывают удовольствия от учебы и ведут себя инертно или нерешительно. Вероятно, это то самое «слабоволие» или же «греховная лень» в характере. Однако такая разновидность лени встречается на удивление редко: по наблюдениям Бине, не чаще, чем в двух процентах случаев!

Таким образом, Бине считает, что прокрастинация обычно объясняется временной потерей мотивации. Лишь в очень редких случаях причиной избегания деятельности выступает лень (или «инертность»).

2.jpg

Как различить прокрастинацию и лень?

Чтобы лучше разобраться каким явлением стоит называть то, что происходит с ребенком, стоит понаблюдать и проанализировать этапы выполнения какой-либо задачи, стоящей перед ним.

Все мы знаем, что на выполнение неважно какой деятельности (учебной, трудовой, творческой, личной) у любого человека есть определенный запас времени. Таким образом от начала до дедлайна можно выделить несколько опорных пунктов:

1) момент поступления задачи (ее формулировка кем-либо или же самим человеком);

2) оптимальный момент для начала реализации задачи;

3) момент, когда принимается личное решение начать выполнять задачу;

4) момент, когда человек начинает действовать;

5) момент, к которому задача должна быть решена (дедлайн).

Что происходит в обоих случаях?

Мы говорим о лени - если нет потребности приступать к работе, отмечено безразличие к результату. Надо понимать, что лень – это свойство личности которое в той или иной степени проявляется во всем. Лень – это «долгий путь» от пункта 1 до пункта 3. Ребенок знает задачу, но проходит еще немало времени, прежде чем он решит приступить к ее выполнению.

Если же, к примеру, ваш ребенок хорошо учится, заинтересован в получении положительных оценок, но с выполнением домашней работы у него постоянно возникают сложности. Вы отмечете, что ему будто бы не хватает силы воли, чтобы сесть и выполнить задание. Прейдя домой со школы он в пятнадцатый раз обещает вам, что вот-вот сядет за «домашку», а сам занимается чем-то несущественным (собирает конструктор, играет с кошкой и т.д.) здесь, вероятнее всего мы имеем дело с прокрастинацией.

В этом случаи наблюдается «долгий путь» от пункта 3 до пункта 4. То есть ребенок уже принял решение приступить к выполнению задачи, но действий никаких не предпринимается, с места ничего не движется. При прокрастинации возникает конфликт мотиваций – между важной задачей и ворохом несущественных мелочей.

 

 

Почему ребенок прокрастинирует?

1)                Он уже делал похожее задание и у оно него не получилось, как следствие, не хочет повторять неудачу и откладывает дела «на потом».

2)                Излишний̆ перфекционизм может заставлять ребенка прокрастинировать. Есть люди, для которых лучше вообще не делать задание, чем сделать неидеально.

3)                Ребенок делает что-то значительное и масштабное, где его будут оценивать со стороны. Он может бояться публичного осуждения, а страх всегда порождает прокрастинацию.

Как помочь?

Важно учить своего ребенка уже с детства перед началом выполнения какой-либо задачи анализировать имеющиеся навыки, определять пути решения, задуматься о результатах. Для этого стоит совместно обсуждать то, что предстоит сделать, задавать такие вопросы как: Знакома ли тебе задача? Делал ли ты что-то подобное раньше? Какие навыки тебе сейчас пригодятся? Все ли ты умеешь? Какие варианты решения задачи могут быть? Какого результата хочешь добиться? Потребуется ли тебе помощь? и так далее…

Если же вы уже отмечаете за своим ребенком склонность к прокрастинации - он чаще откладывает выполнение важных дел на потом, вместо этого проводя время за «ничегонеделанием» - придерживайтесь следующих шагов, чтобы разрешить эту проблему:

·       Определите причину прокрастинации вашего ребенка (какой именно страх мешает ему приступить к выполнению). Совместно с ребенком найдите пути его преодоления (обсудите, что будет, если он решит поставленную задачу неидеально).

·       Выработайте у ребенка привычку, прежде чем начать выполнение любого задания, задавать себе вопрос: Что именно я должен сделать? А затем составлять план последовательных действий (маленьких шагов) по движению к цели.

·       Определите вместе с ребенком первый самый простой и легкий для него шаг, с которого будет начинаться выполнение любого задания.

·     Способствуйте вере ребенка в себя и свои возможности (меньше критикуйте, отмечайте успехи даже незначительные);

·     Научите справляться со страхом неудачи. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, никогда не оценивайте негативно саму личность ребенка. Вместо: «Ты просто невыносимый», скажите: «Несмотря на то, что я тебя очень сильно люблю, мне иногда довольно сложно принимать твои капризы»);

·     Научите его хвалить себя и не забывайте сами хвалить его за хорошо выполненные задачи.

·     Помогите ребенку находить пользу и интерес в любом, выполняемом им деле.

·     Реалистично оценивайте возможности своего ребенка и оказывайте помощь, когда она действительно требуется.

·     Научите ребенка рационально организовывать свое время, чтобы его хватало на любимые увлечения и отдых.

 

Помните!!! Беда прокрастинации не в том, что важное дело остается несделанным (или сделанным ругающимися родителями, которые выполнили его за ребенка), а в том, что невыполненная работа изматывает и угнетает даже тогда, когда сам человек вообще ничего не делает. Постепенно откладывание становится дурной привычкой, а затем и чертой характера, но утомляет от этого не меньше.

Не откладывайте проблемы на завтра, решайте их своевременно. Если не чувствуете в себе достаточного ресурса, чтобы помочь своему ребенку, обращайтесь за помощью к специалистам.

 

Милина А.С., педагог-психолог

Алтайского краевого центра ППМС-помощи