Игры с песком для развития речи и коммуникации у неговорящих детей

02.06.2021

1.jpg

Что делать, если малыш не умеет говорить? Как помочь ему выразить свои мысли и чувства? Основная задача родителя, имеющего неговорящего ребенка, всеми способами стимулировать речевую активность, поощрять любую попытку к общению, вызвать желание к активному звукоподражанию.

Для того, чтобы наладить коммуникацию с ребенком, помочь ему заговорить, вызвать элементарные звукоподражания, научить воспроизводить простые слова и фразы можно использовать игры с песком, как одну из наиболее эффективных технологий развития речи.

Играя с ребенком в песок, можно наиболее легким и приятным способом можно наладить коммуникацию с неговорящим ребенком. Когда ребенок касается ладонями песка, гладит, погружает в него руки то успокаивается, у него стабилизируется эмоциональное состояние. Песок действует на ребенка завораживающе, ребенку хочется вновь и вновь испытывать приятные кинестетические ощущения. И, как только ребенок получает заряд положительной энергии, начинают раскрываться внутренние резервы организма. На первоначальном этапе нужно научить ребенка альтернативной коммуникации:

понимать язык жестов: «Смотри!» (показываем на глаза), «Слушай!» (показываем на ухо), «Говори!» (показываем на губы);

имитировать любые звуки: «С-С-С» (песок сыпется) и звукоподражания «Ох», «Ух», «Ах», «Ой», которые демонстрируют удовольствие от игры с песком;

поворачивать голову к источнику голоса-восприятию речи.

А затем, научить ребенка говорить фразы и предложения, самостоятельно рассказывать.

Для организации игр с песком в домашних условиях можно изготовить мини-песочницу. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Его традиционный размер 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70- размер поля, а 8-глубина). Такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Лучшее сочетание для зрительного восприятия ребенка даст сочетание естественного цвета дерева и голубого цвета. Дно песочницы символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на ребенка умиротворяющее воздействие. Наполненная песком «голубая» песочница, являет собой миниатюрную модель нашей планеты.

На одну треть или наполовину мини-песочницу необходимо заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать.

Для игр с песком вам понадобятся миниатюрные предметы и игрушки, кубики, формочки, наборы с героями русских народных сказок, предметные картинки.   

С чего начать? Как познакомить ребенка с песком? Как сформировать положительный эмоциональный настрой.

2.jpg

«Знакомство»

Ребенок трогает, гладит песок, здоровается с песком, берет песок и пересыпает из ладони в ладонь. Взрослый рассказывает стихотворение, которое определяет основные правила поведения при работе в песочнице.

-Здесь нельзя кусаться, драться                                                      

-Ай-ай                                                              

И нельзя песком кидаться

-Ай-ай

В ладоши наши посмотри

-Ах-ах.

Тепло песка в них сохрани.

-Ах-ах.

Если видим, что ребёнок не проявляет явных признаков опасения или негативизма, берём любимую игрушку или другой привлекательный для него предмет и помещаем на поверхность песка. Когда ребёнок несколько раз возьмёт игрушку с песка, можно попробовать чуть-чуть прикопать. Если видим, что ребёнок боится, возвращаемся к предыдущему шагу. Так делаем до тех пор, пока не убедимся, что ребёнок с удовольствием играет с песком. Обратите внимание, издаёт ли он при этом какие-либо звуки, говорящие о том, что ему нравится это занятие. Запишите эти звуки.

После того как ребенок стал чувствовать себя комфортно, можно начать использовать игры с песком для развития речевого дыхания, силы и направления воздушной струи.

3.jpg

«Дорожка»

От детской машинки проводим неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«Помоги зайцу»

 В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Чтобы укрепить мышцы языка, выработать правильные движения артикуляционного аппарата, необходимые для чистого произношения звуков, можно использовать игры для развития артикуляционной моторики.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

4.jpg

Песок снимает мышечное напряжение пальцев рук, поэтому упражнения на развитие мелкой моторики наиболее эффективно проводить, играя в песок. Можно предложить ребенку:

- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- «просеять» песочек между пальцами;

- сделать отпечатки различных предметов формочками;

- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,

- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

- «погрузить» руки в песок;

- создать рисунки на увлажненном песке;

- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

«Перегонки»

Предложите ребенку бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

-Побежали вдоль реки пальцы наперегонки.

-Большие ноги бегут по дороге:

Топ-топ-топ

-Маленькие ножки бегут по дорожке

-Топ-топ-топ.

«Нарисуй картинку»

Предлагаем представить, что все мы художники, а вместо кистей у нас - пальчики. Добиваемся проговаривания вслух действий ребенка.

Можно придумать такую историю:

А вот солнышко. Солнышко ярко светит. Нарисуем солнышку лучики. (Лучики можно выложить из палочек).

Тучка закрыла солнышко и из тучки пошел дождик:

Кап-кап, кап-кап. (Капли можно выложить из камешков). Прошел дождик, на небе появилась радуга.

-Ах-ах! А вот и дети - Вова и Вика! (Поставить фигурки детей или нарисовать пальцами на песке).

-Привет! Привет! (показать жестом)

Дети играют в мяч.

-Бам-бам, бам-бам - это мяч стучит.

-Ой-ой, укатился.

-Лови, Вова.

-Лови, Вика

Дети пошли домой.

-Топ, топ.

-Пока, Пока. (показать жестом)

Связная речь неговорящего ребенка находится в стадии формирования, поэтому добиваться от него развернутых ответов на ваши вопросы или рассказывания сказок не представляется возможным.

5.jpg

«Расскажи сказку на песке»

Для того, чтобы рассказать сказку на песке необходимо иметь комплект фигурок. Сказка должна быть адаптирована для детей, которые только начинают говорить. Лучшие сказки – это «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» «Репка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

«Курочка Ряба»

Вот дом. (Собрать из деревянных кубиков, поставить на песке)

Тут дед. (Поставить фигурку)

Тут баба. (Поставить фигурку)

Была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко золотое.

-Дед бил, бил.

-Бум-бум.

(Поставить фигурку)

Баба била, била.

-Бум-бум

-Не разбила.

Мышка бежала

-Пи-пи.

яичко

-Бах-бах и разбилось

Дед плачет:

-Ох-Ох

Баба плачет:

-Ах-ах

Курочка кудахчет:

-Кудах-тах-тах.

-Я снесу яичко простое.

Вот и сказке конец, а кто слушал, тот молодец.

-Кто молодец?

-Я (Ребенок показывает на себя).

Желаем вам успехов!

Составитель: Сафонова Елена Геннадьевна, учитель-логопед

Алтайского краевого центра ППМС-помощи

Список использованной литературы и источников:

Горбачева А.В., Игры с песком для развития речи у неговорящих детей. [Э/р] // https://www.logoped.ru/igry_s_peskom_dlja_negovorjashchikh_detej.htm

Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. // Картотека игр. – СПб, 2011. – 80 с.

Сакович Н.А. Технология игры в песок. // Игры на мосту. – СПб, 2006. – 176 с.