Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями

18.01.2021

Дыхание – это не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком., в нем вдох осуществляется через рот и нос, а процесс выдоха идет через рот, вдох значительно короче выдоха. Для речи обычного дыхания не хватает.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается несформированность речевого дыхания. Это проявляется в следующем:
‒ слабый вдох;
‒ недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;
‒ неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.

Это приводит к нарушению звукопроизношения и интонационной стороны речи. Ребенок говорит тихо, монотонно, недоговаривает фразу до конца, иногда говорит на вдохе (речь «взахлеб»).
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом, поэтому играть с ребенком можно как при трудностях в речевом развитии, так и при их отсутствии.
Родители, ежедневно проводя с ребенком много времени, могут включить игры на развитие речевого дыхания в режим малыша, но при соблюдении ряда простых правил:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей, если ребенок 2-3 лет начинать с 1 минуты, с каждым днем увеличивать до 3 минут в день; 4-5 лет начинать с 3 минут, постепенно увеличивая до 6 минут.
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Игра «Снег и ветер»
Из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики «снег» и выкладываем на столе, либо кладем на ладонь. Ребенку предлагаем дуть на «снег». При этом вата должна медленно передвигаться.

1.png

Игра «Загони мяч в ворота»
(выработка правильной воздушной струи)
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

2.png

Игра «Трубач»
Ребенок подносит к губам воображаемую трубу. Имитирует движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносит «ту-ту-ту»

3.png

Игра «Греем руки»
Просим ребенка вдыхать через нос, и дуть на ладони, выдыхая через рот, как бы согревая руки.

4.png

Игра «Шину прокололи»
Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш» (Выполнять с ребенком это упражнение можно только при наличии у него четкого произношения шипящего звука {ш}).

5.png

Игра Бумажные «Кораблики»
Могут быть просто кусочки бумаги. Ребенок, медленно вдыхая через нос, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

6.png

Эти игры и упражнения помогут научить ребенка плавному, сильному, целенаправленному выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и развитию голоса.
Играйте правильно!


Составитель: Новикова Юлия Анатольевна, учитель-логопед
Алтайского краевого центра ППМС-помощи


Материалы подготовлены на основе источников:
1.Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: практическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под общ. ред. Л.И. Беляковой. – М. : Книголюб, 2005. – 65 с.
2.Богатырева А. В., Косткина М. А. Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 11-16. — URL
3. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения [Текст] / Т.А. Воробьева, П. А. Воробьева- С-П.: Литера, 2014 г.-112с.
4. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. Полный справочник [Текст] / М.А. Поваляева. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат,2010 – 608 с.
5.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко.- М.: Мир книги, 2010 – 248 с.