Роль семьи в формировании у подростка гендерной идентичности

02.06.2021

Семье и родителям принадлежит решающая роль в формировании гендерной принадлежности. Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли.

5.png 

Гендерное поведение понимается как особая модель социального поведения, отражающая систему представлений о своем половом образе, который раскрывается в разных ситуациях, в деятельности, в способах взаимоотношений девочек и мальчиков, обусловленных эталонами мужского и женского поведения.

Основной период формирования гендерной идентичности принадлежности от рождения ребенка и до 7 лет. Первичная гендерная идентичность формируется в 1,5-2 года. В 3 года дети уверенно себя относят к мужскому или женскому полу. От 2 до 3 лет ребенок должен узнать и полюбить свой пол. После 4 лет осваивается модель полоролевого поведения, к 5-6 годам дети достигают пика гендерной (осознание неизменности и постоянства пола). С 4 до 7 лет происходит формирование умения реализации полоролевой идентичности в совместной деятельности.

В младшем школьном возрасте сексуальность «спит», но идет активное формирование половой роли ребенка. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.

В подростковом возрасте гендерная идентификация становится центральным компонентом самосознания. Подросток воспринимает себя самого и сверстников как представителей определенного пола посредством знаков и знаковых систем, сформированных в подростковой субкультуре. Подросток стремится использовать вещи, которые служат повышению его статуса как представителя пола в среде сверстников, т.е. носят знаковый характер.

Юноши и девушки, выстраивая собственную картину окружающего мира, свой собственный образ «Я», не ограничиваются пассивным принятием гендерных норм и ролей, но стремятся самостоятельно и активно осознавать, осмысливать, формировать свою гендерную принадлежность.

Очень важно, чтобы в этом процессе отцовское и материнское влияние сбалансировалось. Так, на ранних этапах жизни для детей обоего пола более важен психологический контакт с матерью, в подростковом возрасте на первый план выходит отцовское воспитание, особенно если речь идет о мальчиках-подростках. У подростков мужского пола должна формироваться маскулинность (традиционно ожидаемое обществом поведение мужчины), а у девочек-подростков – фемининность (женственность).

 1.jpg

Главными эталонами гендерного поведения являются отцы. Роль отца, который активно общается с детьми и является для них авторитетом, незаменима. Отец для подростка — источник безопасности. Ребёнок лучше социализируется, находясь в близком контакте с таким отцом, устраняется опасность возникновения акцентуаций (чрезмерно выраженных черт характера) и психопатологий.

Таким образом, отец возникает как авторитетный социальный образец, пример поведения, его присутствие в семье придаёт подростку уверенность и самостоятельность в принятии решений. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению, что важно при нахождении в значимых для подростков группах сверстников.

Отец также играет важную роль в развитии девочки-подростка. Его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются, временами бессознательно, и становятся образцом, своего рода полюсом (положительным или отрицательным), к которому будут со временем притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы поведения будущей женщины с мужчинами. Тёплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью.

Такая модель отношений оказывает содействие подростку в принятии себя как женщины и помогает в гетеросексуальной (свойственной большинству людей сексуальной ориентации) адаптации. Это же касается и мальчиков-подростков. Если мальчик идентифицируется со своим отцом и сохраняет при этом тёплые отношения с матерью, то его дальнейшие отношения с женщинами, вероятно, будут благоприятными. Самооценка мальчиков зависит от степени поддержки их родителями.

Жизнь и условия воспитания ребёнка без матери или отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Даже если мать или отец старается заполнить отсутствие второго родителя, чаще именно отца, и делает все возможное, чтобы соединить в себе роли обоих родителей, он или она в принципе не могут реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Такие условия жизни подростка будут отражены в особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении с окружающими, в гендерном поведении.

Перед мальчиками-подростками, растущими в неполных семьях, встает серьезная проблема. Ребенок, выросший без отца, лишается необходимого мужского примера, который особенно значим для регуляции поведения старших мальчиков, и как модель будущего партнера для девочек. Ребенок, растущий без отца, страдает и от недостатка авторитета, отсутствия порядка и дисциплины, которые в условиях полной семьи олицетворяются отцом.

Не менее важным является отсутствие уверенности в социальном включении, потому что роль отца представляет собой, как правило, реальную и символическую основу экономического благополучия семьи. Роль матери в предоставлении ребенку возможности почувствовать интимность человеческой любви, задача отца - проторить ребенку путь в человеческое общество.

В еще более неблагоприятную ситуацию попадают мальчики, если в семье недостаточная роль отца или случилась перестановка семейных ролей: бабушка играет роль матери, а мать – отца. Для девочек уход из семьи отца является максимально травмирующим воздействием в младшем дошкольном возрасте, так как влияет на потерю эмоционального контакта с ним. Для мальчиков разлучение с отцом проявляется более тяжело в старшем дошкольном возрасте, так как пропадает возможность идентификации с ролью мужчины. Поэтому у девочек есть большая вероятность возникновения эмоциональных расстройств в основном истерического круга, для мальчиков характерно проявление неуверенности в себе, а также возникновение страхов в следствие чрезмерной опеки или тревожности со стороны родственников, замещающих отца, возможно появление проблем в межличностном общении со сверстниками этого же пола.

Отец является для сына моделью идентификации мужской роли, для дочери он служит моделью комплементарности (взаимодополнение), поэтому уход отца из семьи вызывает некоторые адаптационные затруднения в подростковом возрасте, влияя на их психологическое и сексуальное развитие. Мать же, стремится окружить детей максимальным количеством влияния, любви и заботы, и, таким образом, компенсировать отсутствие отца. В отношении детей такой матери характерна опекающая, охранительная, контролирующая, сдерживающая инициативу ребенка позиция. Такая линяя поведения формирует эмоционально ра­нимую, несамостоятельную, подверженную внешним влияниям, «извне управляемую» эгоистическую личность. Более того, ребенок, растущий в неполной семье, зачастую становится объектом нравственно-психологического давления, получаемого от детей, растущих в благополучных полных семьях, что приводит к появлению чувства неуверенности, а иногда озлобленности или агрессивности.

Состав семьи сильно влияет на формирование и развитие гендерной идентичности детей подросткового возраста, а неполнота семьи приводит к столкновению со специфическими трудностями, влияющими на процессы развития и воспитания ребенка, а также на формирование его личности.

Дисфункциональные детско-родительские отношения могут иметь место и в полной семье. К факторам, провоцирующим нарушения в процессе гендерной социализации мальчика, относятся симбиотическая связь с матерью, сниженный авторитет отца, авторитарность матери и эмоционально обедненные отношения с отцом.

Таким образом, следует помнить, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и зависит прежде всего от родителей и близких, от тех образцов поведения, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.

 

 

 

Статья подготовлена Крайновой Татьяной Витальевной,

методистом АКЦ ППМС-помощи

 

 

 

 

Использованная литература:

Баранникова Н.А. Влияние родителей на развитие полоролевых представлений детей дошкольного возраста. // Коррекционно-развивающее образование №1. 2008. - С. 43-47.

Каган В.Е. Психосексуальное воспитание детей и подростков. Медико-психологические аспекты. Букинистика, 1990. – 64 с.

Соломенникова О.А. Роль семьи в тендерной социализации детей дошкольного возраста. / Соломенникова О.А., Баранникова Н.А. // Детский сад от А до Я, №1, 2006. – С. 122-127.

Франсуаза Буше. Книга, которая расскажет всё о мальчиках и девочках. Издательство Clever, 2015. - 112 с.