Назад

Артикуляционная гимнастика

19.03.2023

  Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1.Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
2.На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4.Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
8. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 
9. По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики


 1. УЛЫБКА

Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5.

 Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
 image001.jpg
2. ТРУБОЧКА

Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5.

 Выполнять 6 – 8 раз. 

Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени. 

 image002.jpg
3. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» (8 - 10 раз).

 По указанию взрослого («Улыбочка» - «Трубочка» - «Улыбочка» - «Трубочка» и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. 

image003.jpgimage004.jpg   

4. ЛОПАТОЧКА

Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу.

 Удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

 Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2.
Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3.
Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.
 image005.jpg

5. ИГОЛОЧКА

Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2.
 Стараться удерживать язык в спокойном состоянии. 
 image006.jpg
6. ЛОПАТОЧКА – ИГОЛОЧКА

Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8 – 10 раз).

 По указанию взрослого («Лопаточка» - «Иголочка» - «Лопаточка» - «Иголочка» - ... и т.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. 

 image007.jpgimage008.jpg
7. ЧАСИКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. 

Методические указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.
 image009.jpgimage010.jpg
8. КАЧЕЛИ

Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. 

По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» - ... и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. 

Методические указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.
 image011.jpgimage012.jpg
9. ПОЧИСТИ ЗУБКИ

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево.

 Выполнять 5 – 6 раз.

Методические указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.
 image013.jpg
10. МАЛЯР

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. 

Выполнять 8 – 10 раз. 

Методические указания. 1. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.

 image014.jpg

11. КИСКА СЕРДИТСЯ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны).

На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы.

На счёт «два» - вернуться в исходное положение.

Выполнять 6 – 8 раз.

Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.

image015.jpg

12. ЛОШАДКА

Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»).

Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается.

Выполнять 10 – 20 раз. 

Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2.
 Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
 image016.jpg
13. ГРИБОК

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). 

Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза. 

Методические указания. 1. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3.
Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».
 image017.jpg
14. ГАРМОШКА

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот.

Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно).

Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.

Методические указания. 1. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

 image018.jpgimage019.jpg
15. ДЯТЕЛ

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами.

Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д».

Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания. 1.Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.
Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4.
Кончик языка не должен подворачиваться.
 image020.jpg

Сафонова Елена Геннадьевна, учитель-логопед
Алтайского краевого центра ППМС-помощи


Использованная литература:
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона-Принт, 2014 г.