Назад

15 лет: Пропуски школы

Описание ситуации

Маме 15-летнего Романа позвонила классный руководитель 9 «А» класса, в котором учится Роман, чтобы узнать о самочувствии подростка. В ходе разговора мама выяснила, что Роман не был в школе уже 4 дня. Она была крайне удивлена, так как каждое утро ее сын вовремя просыпался, собирался, надевал рюкзак и уходил в школу. Никаких симптомов недомогания у Романа мама не замечала. После беседы с классным руководителем, мама решила прояснить ситуацию и поговорить с Романом.

Варианты ответов

A

Вариант А

Прямо сейчас позвоню сыну и спрошу «Ну, как дела в школе?». Вранье недопустимо в нашей семье!

Б

Вариант Б

Проинформирую Романа о содержании телефонного разговора с классным руководителем и скажу, что взрослые люди учатся самостоятельно решать свои проблемы, а не прячут голову в песок, как страусы.

В

Вариант В

Я отложу разговор с Романом до вечера и скажу ему, что знаю о его прогулах. Мне придется признаться в своей беспомощности, так как контроль за поведением самостоятельного взрослого человека у меня ассоциируется с игрой «А ну-ка, догони!». Однако, я заверю сына в том, что он всегда может обратиться ко мне за помощью, я всегда рядом. Но заставлять и контролировать сына я не планирую.

Г

Вариант Г

Мне очень обидно, что, несмотря на всю мою любовь к нему, Роман мне не доверяет. Однако, прежде чем поговорить с сыном я, как хорошая мать, должна сходить в школу, поговорить с учителями-предметниками, попросить педагога-психолога поговорить с Романом, посмотреть его странички в социальных сетях.

Получив подобного рода ясное и определенное сообщение о тревожащем вас поведении ребенка, этот факт следует с ним обсудить, но делать это надо особым образом, принимая ответственность за свое поведение и в то же время отказываясь от ответственности за поведение ребенка. Целесообразно использовать в беседе Я-высказывания, в которых говорится о том, что вы думаете, чувствуете, хотите, собираетесь делать, так что по существу в них вы концентрируетесь скорее на самом себе, чем на вашем ребенке.

Вот последовательность высказываний, которое можно включить в беседу с ребенком:

1. Ясно сформулируйте в одном предложении свою мысль:

Сегодня звонили из школы и сказали, что ты там не был 4 дня.

2. Скажите, что Вы чувствуете в форме Я-высказывания:

Я обеспокоена этим.

3. Укажите на возможные последствия, возможно, в утрированной форме:

Я представляю, как тебя выгонят из школы, ты будешь бродяжничать…

4. Признайте свою беспомощность:

Я хочу, чтобы ты окончил школу, но знаю, что не могу контролировать тебя.

5. Выскажите убеждение, что Ваш ребенок способен принять верное решение:

Я уверена, ты примешь правильное решение.

6. Можете предложить свою помощь:

Ты можешь обратиться за помощью, я всегда рядом.

Возможными причинами демонстрации социально желаемого поведения Романом (сборы в школу с утра) при наличии у него каких-то скрытых проблем (4 дня не посещает школу) могут являться способы реакции родителей на неудобное поведение ребенка:

  • - провокация ребенка на ложь (Ты-высказывания, вопросы-ловушки);

  • - негативная эмоциональная реакция на неудобное поведение.

В связи с тем, что у подростка уже сформировано представление о возможной реакции родителей на его неудобное поведение, он может быть не готов сразу откровенно говорить о том, что с ним происходит и почему он себя так ведет. Поэтому важно, чтобы Вы спокойно, без претензий и нападок на повышенных тонах, выразили свои чувства.

Поддержка и разделение ответственности. Не держим обид, открыто и честно все выражаем.