Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
08.03.2023
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается несформированность речевого дыхания. Это проявляется в следующем:
‒ слабый вдох;
‒ недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;
‒ неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.
Это приводит к нарушению звукопроизношения и интонационной стороны речи. Ребенок говорит тихо, монотонно, недоговаривает фразу до конца, иногда говорит на вдохе (речь «взахлеб»).
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом, поэтому играть с ребенком можно как при трудностях в речевом развитии, так и при их отсутствии.
Родители, ежедневно проводя с ребенком много времени, могут включить игры на развитие речевого дыхания в режим малыша, но при соблюдении ряда простых правил:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей, если ребенок 2-3 лет начинать с 1 минуты, с каждым днем увеличивать до 3 минут в день; 4-5 лет начинать с 3 минут, постепенно увеличивая до 6 минут.
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Игра «Снег и ветер»
Из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики «снег» и выкладываем на столе, либо кладем на ладонь. Ребенку предлагаем дуть на «снег». При этом вата должна медленно передвигаться.
Игра «Загони мяч в ворота»
(выработка правильной воздушной струи)
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
Игра «Трубач»
Ребенок подносит к губам воображаемую трубу. Имитирует движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносит «ту-ту-ту»
Игра «Греем руки»
Просим ребенка вдыхать через нос, и дуть на ладони, выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Игра «Шину прокололи»
Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш» (Выполнять с ребенком это упражнение можно только при наличии у него четкого произношения шипящего звука {ш}).
Игра Бумажные «Кораблики»
Могут быть просто кусочки бумаги. Ребенок, медленно вдыхая через нос, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
Эти игры и упражнения помогут научить ребенка плавному, сильному, целенаправленному выдоху, что способствует формированию правильного звукопроизношения и развитию голоса.
Играйте правильно!
Составитель: Новикова Юлия Анатольевна, учитель-логопед
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Материалы подготовлены на основе источников:
1.Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: практическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова ; под общ. ред. Л.И. Беляковой. – М. : Книголюб, 2005. – 65 с.
2.Богатырева А. В., Косткина М. А. Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 11-16. — URL
3. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения [Текст] / Т.А. Воробьева, П. А. Воробьева- С-П.: Литера, 2014 г.-112с.
4. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. Полный справочник [Текст] / М.А. Поваляева. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат,2010 – 608 с.
5.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко.- М.: Мир книги, 2010 – 248 с.