Назад


12 месяцев до школы: советы по подготовке

19.03.2023

Если ребенку через год идти в школу, то самое время родителям разобраться с вопросами: как организовать его подготовку к школе, с чего следует начать, чему уделить особое внимание. Быть готовым к школе – не значит уметь хорошо читать, быстро считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым к обучению.

Практика показывает, что интеллектуально «переподготовленные» дети не застрахованы от школьных проблем и неудач: малыш без труда воспроизводит английские слова, но при этом не может связно рассказать, о чем он только что прочитал по-русски; энциклопедически начитанные школьники то пеналы теряют, то туалет в школе не могут найти, то испытывают трудности в общении со своими сверстниками.

1.jpg

Так какой же должна быть подготовка в школе? Что могут сделать родители, чтобы новый этап в жизни ребенка прошел безболезненно и успешно?

Подготовка к школе - это комплексный процесс, в результате которого малыш должен научиться думать, иметь воображение, развить память, уметь правильно общаться с окружающими его людьми, быть готовым решить проблему и ориенти­роваться в разных ситуациях.

При правильной организации процесса, подготовка к школе может стать очень увлекательным занятием – и для вас, и для будущего первоклассника.

Одним из ключевых моментов развития дошкольников является развитие мелкой моторики рук. Часто взрослые делают упор на словесные задания, забывая о том, что мелкая моторика влияет на общий уровень развития. Если пальчики не разработаны, ребенку будет тяжело писать, рисовать, работать с кисточкой и ножницами. А это основа обучения в первом классе. Чтобы развить мелкую моторику предлагайте ребенку рисовать, лепить из пластилина и глины, вырезать ножницами, собирать пазлы, конструкторы. Готовя обед на кухне, дайте ребенку фасоль, семечки, горох, гречку, любую другую крупу, которую можно взять двумя пальчиками. Пусть по одному перекладывает зернышки из одного сосуда в другой, играет с ними, а когда вы освободитесь – попробуйте сложить из зернышек цветочек или любой другой простой рисунок и предложите ребенку его повторить.

2.jpg

Другим ключевым моментом подготовки является формирование у будущего школьника самоконтроля. Способность подчиняться требованиям школьной жизни психологи называют волевой готовностью: умение соблюдать правила, подчиняться требованиям, принимать критику, выполнять последовательные действия. Важную роль в школе играет дисциплина, которая заключается не в умении сидеть тихо, а в строгом соблюдении правил. Умение жить по правилам – важный и полезный навык. Немаловажным является умение слушать и слышать учителя, работать по заданному плану, соблюдать инструкции. Именно на этом компоненте школьной готовности необходимо сосредоточиться в повседневной совместной деятельности с родителями.

Очень важно, чтобы во время совместных занятий с ребенком взрослый четко и громко проговаривал этапы, простые алгоритмы, которые он использует. Часто это требует от нас некоторого напряжения. Эти алгоритмы есть внутри нас в свернутом виде, они стали автоматическими, мы их не замечаем. Но именно они помогают нам быть внимательными, справляться с трудностями и доводить дело до конца.

Простые хозяйственные заботы семьи дают прекрасную возможность для настоящей подготовки к школе. Ведь в общих делах со взрослыми ребенок постепенно укрепляется, его деятельность становится более упорядоченной, зреет воля и уверенность в своих силах, формируется навык сотрудничества со взрослыми. Ваша задача – превратить процесс совместной деятельности в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у ребенка отторжения.

Что можно делать вместе с ребенком?

· Превратить обычные прогулки в увлекательное приключение. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
· Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
· Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
· Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
· Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.

Еще одним важным моментом подготовки к школе является физическое развитие ребенка, повышение его выносливости. Обязательно займитесь спортом — это укрепит костно-мышечную систему, повысит иммунитет. Развивайте физические качества ребенка: быстроту, гибкость, меткость, ловкость. Занятия спортом имеют и психологический аспект: дисциплинированность, умение проигрывать, целеустремленность. К тому же слабые и неумелые дети часто становятся объектами насмешек одноклассников, избавьте своего ребенка от этой проблемы.

Если ребенок-дошкольник достаточно развит и живет в пространстве книжек, рано или поздно он заинтересуется буквами. И тогда, поддерживая его интерес, можно спокойно изучать по одной букве: лепить, вырисовывать, узнавать ее в слове. Если ребенок пока не заинтересовался книгами — ничего страшного. По данным множества исследований, первоклашки, которые не умеют читать, писать и считать, к концу первого года обучения сравниваются с теми, чей уровень подготовки был выше. И если первых не заставляли учиться против их воли, они потом обгоняют вторых.

3.jpg

Если ваш ребенок во время таких занятий упрямится и не хочет заниматься, скорее всего, вам просто нужно изменить свой подход к занятиям. Родители, которые вот-вот должны отдать в школу своего ребенка, часто совершают одну и ту же ошибку. Они относятся к занятиям слишком серьезно, усаживают своего сына или дочку за стол и проводят с ними самые настоящие уроки, вспоминая себя в школьное время. Но психологические особенности дошкольников таковы, что сухая информация и серьезные упражнения для них не просто скучны и неинтересны, а часто и вовсе непосильны. Поэтому родителям нужно осознать, что подготовку к школе необходимо проводить исключительно в игровой форме. Детям свойственна любознательность, они любят узнавать все новое, поэтому немного изменив тактику, вы увидите в глазах ребенка неподдельный интерес.

Еще одна очень важная вещь, которую должны понять родители дошкольника: не нужно пичкать малыша энциклопедическими знаниями! Особенности географии, биологии и других предметов он выучит, когда придет время! В 5-6 лет нужно совсем не это, а развитие памяти, логического мышления, внимания, сосредоточенности, и т.д. Если у родителей нет педагогического или психологического образования, им стоит купить или поискать в интернете специальные развивающие методики, подготовленные специалистами под конкретный возраст. Таких разработок есть много, и все они основаны на игровом обучении. Используя их, вы не будете тяготить ребенка занятиями, а наоборот, он будет ждать их с нетерпением.
Для подготовки будущих школьников главное не энциклопедические знания, а моральный настрой, элементарные правила поведения, уважение к другим, умение слышать и слушать, адекватная самооценка и оценка происходящего. Именно над такими моментами нужно работать родителям.

В заключение предлагаем небольшой тест для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что в присутствии незнакомых ваш ребенок нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
6. Умеет ли Ваш ребенок рассказывать несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
11. Может ли он решать задачи на вычитание и прибавление единицы?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли он пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
17. Может ли он обобщить понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно: рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-18 баллов
– можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов
– Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицательно, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов
– ребенку нужна помощь, почитайте специальную литературу, обратитесь к психологу (логопеду, дефектологу), постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Вдовина Елена Григорьевна, заместитель директора
Алтайского краевого центра ППМС-помощи

Безруких М. Готовность к обучению в школе: проблемы к подготовке и трудности в обучении - [Э/р]: https://nsc.1sept.ru/view_article.php?id=200801708
https://www.kp.ru/guide/podgotovka-k-shkole.html">https://www.kp.ru/guide/podgotovka...
http://puzenush.ru/razvitie/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-v-domashnix-usloviyax-v-6-let/">http://puzenush.ru/razvitie/kak-podgotovit-rebenka-k-shkole-v-domashnix-usloviyax-v-6-let/