Назад


Если ребенок невнимательный

08.03.2023

1.jpg

С проблемой невнимательности ребенка родители часто сталкиваются, когда ребенок идет в старшие группы детского сада или готовится к обучению в школе. В возрасте 5–7 лет уже нужно уметь концентрироваться на учебных задачах, вот тогда и становится заметно, что ребенку сложно сосредоточиться, он часто отвлекается, пропускает буквы при письме и чтении, задает вопросы на одну и ту же тему и не запоминает ответ. Работа выполняется поверхностно или слишком медленно, ребенок быстро устает, и часто его можно застать мечтающим над заданием.

Чаще всего в дошкольном возрасте возникают проблемы с концентрацией внимания: в норме время удержания внимания на предмете или занятии для детей 5–7 лет составляет 30 минут, но часто дети не вписываются в эту норму.

Дают о себе знать и сложности с переключением внимания – когда ребенок постоянно отвлекается или не может включиться в работу после смены деятельности, например, начать решать примеры после занятия физкультурой.

Если ребенок невнимателен, ему очень сложно сконцентрироваться на каком–либо предмете, разговоре или занятии, довести начатое дело до конца.

Необходимо обратить внимание на очень важный момент. Каждый ребенок может быть невнимательным, если устал или отвлекся на занятии на другого ребенка или птиц за окном. Невнимательность становится проблемой и требует решения, если повторяется постоянно, если ребенок не только слабо концентрируется, но и плохо запоминает информацию, плохо понимает инструкции и задания. 

Не понимая причину невнимательности, невозможно ей противостоять. Прежде всего необходимо успокоиться. Требуется проанализировать действия ребенка и выявить причину того, почему он стал невнимательным. Причины могут быть следующие:
1. Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что ребенок неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (усидеть на одном месте), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
2. Часто болеющие дети. Постоянные больничные не способствуют успешному усвоению нового материала. Ребенку очень трудно полностью погрузиться в обучающий процесс из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.

2.jpg

3. Тип нервной системы. Этот фактор определяет разницу между детьми в темпераменте и поведении. Если у ребенка возбуждение нервной системы преобладает над торможением, он будет хорошо переключаться с задания на задание, подмечать многие вещи, но быстро отвлекаться. Если торможение преобладает над возбуждением, то ребенку будет тяжело сконцентрироваться на том или другом занятии, но если он справился, то его будет не оторвать. 
4. Высокие нагрузки. После детского сада детей часто водят на дополнительные занятия: ребенок может после занятий ехать в бассейн, потом на карате, после на музыку. За свободные два часа в день он должен поужинать, пообщаться с родителями, поиграть и собрать вещи на завтра. Скорее всего в таком темпе ребенок будет сильно уставать и у него не будет сил на концентрацию и внимательность.
5. Не хватает внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. Может начать хулиганить, драться, получать замечания и т.д.. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, посмотрите на собственные отношения с ребенком со стороны.

 Невнимательность может появиться у любого ребенка.

Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (педагогов, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития детей.

Первое, что при подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда ребенок здоров, не стоит ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка ребенка, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих.

Нельзя переставать доверять невнимательному ребенку домашние дела.

Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

3.jpg

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если ребенок потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мама может показать ребенку, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.
Перед сном дошкольники уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее на стул, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, ребенку они пойдут только на пользу.

Приведите в порядок режим дня, питание - оно должно быть распределенным и правильным, а сон - качественным. Уделите достаточное время прогулкам на свежем воздухе.

Занимайтесь специальными упражнениями для развития внимания.
Создайте дома удобные условия для занятий. Атмосфера в доме должна быть тихой и уютной, а отвлекающих объектов как можно меньше: на столе только необходимые предметы, окна во двор, где играю дети и вообще, происходит столько интересного, тоже лучше закрыть шторами. Мотивируйте на учебу методом поощрения, а также радуйтесь его успехам. Если ребенок занимается – не отвлекайте его, иначе он будет быстрее уставать.
Научите ребенка делать «запланированные» перерывы в занятиях. Проводить перерывы нужно активно - пройтись, попить воды, делать интересные двигательные упражнения. Дети очень любят это!

Составьте план и режим дня, учитывая мнение ребенка. Повесьте расписание на видное место. Делайте это вместе. Ребенку будет проще ориентироваться во времени.

Невнимательный ребенок – это не приговор, ведь существует масса способов тренировки внимания.
Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство детей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.
Почти любой вид спорта, особенно игровой, требует концентрации. На футбольном поле или спринтерской дистанции некогда отвлекаться. Если ребенок не любит спорт или из-за невнимательности боится, что у него не получится, играйте с ним в вышибалы, «выше ноги от земли» и другие подвижные игры. В них всегда нужно быть начеку. 

Тренируйте внимание в обыденных ситуациях. Делайте это всегда, на прогулках, в гостях, в общественных местах. Можно искать предметы того или иного цвета, можно пытаться запомнить всех людей в помещении. Если ребенку не хватает игрового момента, представьте, что вы шпионы или сыщики. В такой игровой ситуации можно вычислять злодеев по деталям их костюмов, как можно точнее запоминать обстановку или дорогу, которой вы идете до дома. 

Внимание можно и нужно развивать! Тренировать внимание лучше с раннего детства. Если заметили проблемы с концентрацией, стоит уделить этому вопросу свое время. Вот несколько практических упражнений. Они хороши тем, что время на их выполнение потребуется не много. Но выполнять их нужно регулярно в течение 2-6 месяцев.

Таблица Шульте представляет собой таблицу в виде цифр от 1 до 25, расположенных беспорядочно. Смысл этой таблицы состоит в том, чтобы ребенок как можно быстрей находил, показывал и называл цифры от 1 до 25 по порядку. Устраивайте соревнования – засекайте время на секундомере и ставьте рекорды!
«Послушай и сделай как я»
Похлопайте в ладоши определенный ритм и попросите за вами повторить. Можно не только хлопать, но и постучать по предметам (например, по банке, столу, книге) в определенном ритме. Это упражнение полезно для развития слуховой памяти и внимания.
«Попробуй описать меня» 
Встаньте друг перед другом и предложите ребенку осмотреть ваш внешний, затем попросите, чтобы он отвернулся и начните задавать вопросы: «Какого цвета футболка», «Во что одета» «Есть ли кольцо или браслет» и т.д. Далее меняйте ролями.

Упражнения на тренировку зрительной памяти

«Дорисуй»
Предложите ребенку дорисовать картинки, на которых нет каких–либо деталей.
«Раскрась вторую половинку» 
Найдите картинки, где раскрашена только одна половина, пускай ваш ребенок в точности раскрасит вторую половину. Делаем сначала это, а после для усложнения задания предложите запомнить картинку, спрятать раскрашенную часть и попросить ребенка дорисовать по памяти.
Пересказ
Предложите ребенку прочитать книгу, затем вкратце рассказать ее смысл и содержание, или вместе посмотрите мультик, а затем обсудите сюжет.
«Стрелка»
Следует задержать взгляд на секундной стрелке часов на 2-3 минуты, не отвлекаясь и следить, как она передвигается по часам. Здесь тоже интересно ставить рекорды!
«Угадай строчку»
Ребенок должен внимательно послушать песню, которую ему включили, затем нужно убрать из нее какую–либо строку. Задача ребенка будет заключаться в том, чтобы понять какой именно строчки не хватает.
Воспроизведение геометрического узора или орнамента (мозаика, пазлы, игры по методике Никитиных).
Одновременное выполнение двух занятий: можете попросить ребенка, например, лепить и слушать музыку, рисовать и слушать сказку.
В течение 10-15 сек. увидеть и запомнить все предметы красного цвета (либо круглые, либо деревянные…). Попросите ребенка запомнить ряд предметов за короткое время. Потом увеличивайте количество предметов, уменьшайте время выполнения задания.
Выстраивание сюжета
Ребенку дают картинки, на которых изображена логическая цепочка действий (например, девочка идет по мосту, роняет мяч в реку, плачет), но картинки перемешаны. Требуется выстроить по картинкам связный рассказ.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Эту игру многие из нас помнят с детства! Бросайте ребенку мяч, называя при этом различные предметы. Если предмет несъедобен, мяч нужно бросить обратно, а если съедобен – поймать. Невнимательный член семьи становится ведущим.
Игра «Полетушки»
В нее можно играть даже с малышами. Дети ставят пальцы на стол, ведущий говорит: «Совы полетели?» или «Жирафы полетели?» Если названные животные летают, дети должны поднять пальцы вверх, а если не летают – опустить руки под стол.

Также очень полезно учить наизусть стихи.

Очень важно развивать все виды внимания (моторно–двигательное, зрительное, слуховое). Делайте эти упражнения по 20 минут каждый день. И эффект обязательно будет!

4.jpg

Еще полезные занятия для тренировки внимания:
                Шахматы, шашки;
                Загадки и кроссворды;
                Собирание пазлов и конструкторов;
                Мозаики и головоломки;
                Задачи на логику;
                Судоку и ребусы;
                Различные онлайн–игры для концентрации внимания.

Занимайтесь с ребенком систематически и поощряйте его за успехи и старания.

Игр для развития и концентрации внимания очень много – вы точно не соскучитесь!

В любом случае, решая проблему с детской невнимательностью, наберитесь терпения – это длительный процесс, приносящий свои плоды только через какое-то время, и все же такие занятия никогда не проходят даром и положительно сказываются на развитии вашего ребенка.

 

Составитель: Голованова Лариса Валерьевна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи