Как подготовить ребенка-левшу к школе
19.03.2023
Большинство детей пользуются правой рукой, однако и детей, которые «все делают левой», становится в последнее время все больше. Современные родители реже задаются вопросом, хорошо это или плохо. Леворукость стала нормой, и уже не так часто можно услышать фразу, «возьми карандаш в другую руку» или «бери ложку правильно». Основные затруднения у леворуких детей могут возникнуть в начале обучения в школе, и чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно, родителям следует еще в дошкольный период уделить особое внимание его подготовке к школе. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
1. Обучение тому, как правильно держать ручку
• Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
• Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.
2. Посадка ребенка при занятиях за столомВо время занятий за столом источник света должен находиться с правой стороны. А если вы занимаетесь с ребенком не при дневном свете, то свет должен падать слева. Посадка у ребенка должна быть стандартная, но вперед должно быть немного выдвинуто левое плечо, а не правое, как у правши. Ребенок-левша игнорирует левостороннее пространство, поэтому визуальный объект следует размещать по правую руку от него.
3. Предотвращение «зеркального» написания букв (наклон в противоположную сторону)
• заполнить целую строчку какой-то повторяющейся буквой и несколько букв среди них прописать зеркально, потом попросить ребенка найти правильно написанную букву;
• «забыть» дописать какой-нибудь элемент буквы и предложить ребенку самостоятельно восстановить букву.
4. Обучение чтению
Дошкольники-левши имеют трудности при формировании навыков чтения. Связано это с нарушениями зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти. Обнаружить такое нарушение нетрудно - достаточно дать ребенку лист и карандаш и попросить его представить себя сидящим за рулем автомобиля и начертить маршрут, который Вы ему говорите. Листок с начерченными линиями подскажет, в чем заключаются ошибки восприятия ребенка.
При обучении чтению ребенка-левши нужно, прежде всего, опираться на образное мышление. Буквы, которые он видит впервые, могут стать для него живыми картинками, волнующими его воображение и легко запоминающимися. Например, букву «Х» можно представить, как шагающего человечка, «Ф» - как очки и т.д. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Так он без всякого труда усвоит алфавит, а затем будет быстро составлять из выученных букв целые предложения.
Не все дети проявляют живой интерес к книгам, но картинки обычно увлекают ребенка. И, выбирая для него книгу, нужно позаботиться не о том, насколько ему будет интересен сюжет, а о том, чтобы в этой книжке были такие картинки, которые помогли бы вашему ребенку увлечься изображением и по вашей просьбе рассказать о том, что нарисовано на книжных страницах.
5. Развитие мелкой моторики
Очень полезны будут занятия лепкой, выполнение плетения, вышивание.
При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации, основанные на чередовании. Можно предложить составление узоров на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.
Важным элементом занятий при подготовке левшей к школе являются зрительные диктанты, для которых используются геометрические фигуры, трафареты. Проводятся диктанты следующим образом:
а) ребенок рассматривает ряд фигур или изображений;
б) перечисляет их несколько раз, запоминая последовательность;
в) образец закрывается, и ребенок по памяти воспроизводит этот ряд;
г) образец открывается и проверяется правильность выполнения.
Для детей-левшей также необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребенок посещал спортивные секции (бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом).
А предлагаемые нами игры-занятия позволят в занимательной форме подготовить руку вашего ребенка к обучению письму:
«Вылепи цифру или букву»
Для игры необходимо подготовить карточки с изображением букв или цифр, такие же плотные карточки без изображения и пластилина. Показав ребенку карточки с буквами и цифрами, стоит попросить его назвать те, которые он знает. Выбрав определенную букву, стоит провести по ней пальцем, рассказывая малышу из каких элементов она состоит, после чего попросить его слепить колбаски из пластилина и вылепить такую же букву на чистой карточке. Желательно, чтобы во время лепки ребенок называл свои действия. Работать нужно аккуратно, никуда не торопясь, чтобы буква или цифра получилась максимально похожей на образец.
«Пришей пуговицу»
Возьмите большие пуговицы или предметы, которые имитируют пуговицы с четырьмя отверстиями, а также различные схемы пришивания пуговиц. Показав ребенку, как вдевается нитка в иголку, следует ознакомить его с различными схемами пришивания пуговиц. Изначально нужно показать действия на собственном примере, а затем предложить ему самостоятельно освоить один из способов пришивания пуговицы, начав с самого простого из показанных на схеме. Важно чтобы ребенок описывал производимые действия, ведь это способствует запоминанию.
«Вырезаем по линиям»
Для занятия понадобятся: ножницы, а также лист бумаги с хаотично расположенными фигурами: квадратами, треугольниками и кругами различной величины. Показав ребенку, лист с изображением самых разнообразных фигур, следует поинтересоваться, какие фигуры он знает. Спросите его, сколько фигур изображено на листе, какой из квадратов самый большой, а какой круг самый маленький. После этого малыш по Вашему заданию должен вырезать фигуру, например, самый большой треугольник, не затронув остальные фигуры.
Родители могут и сами придумать развивающие занятия для леворуких детей. Любите и цените своих малышей!
Сартакова Александра Владимировна, педагог-психолог
Алтайского краевого центра ППМС-помощи
Материал подготовлен на основе источников:
Хорсанд Диана «Если ребенок левша». - СПб.: Сова, 2006.
Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития». Пособие для родителей и педагогов». - Минск, Аверсэв,2006.