Как справляться с детскими капризами
19.03.2023
Представьте себя за каким - либо интересным и важным делом, или лучше на отдыхе. Представили? И вдруг Вас берут за руку (неважно кто), подводят к раковине и говорят: «быстрее мой посуду». Как Вы отреагируете на это? Вы можете возразить: «если надо помыть, я помою», «я же не плачу, ногами не топаю, а беру и делаю». И в самом деле, Вы не заплачете, возьмете и сделаете, потому, что Вы взрослый человек. Но и радость от мытья посуды тоже не испытаете. А еще как взрослый человек, Вы способны контролировать проявления своего эмоционального состояния, управлять своим поведением, волевым усилием заставить себя делать то, что нужно, а не то что хочется. И даже если Вам что-то очень не по душе, Вы постараетесь держать себя в руках.
Однако ребенок этого делать не способен. Управление своим поведением, является одним из критериев готовности ребенка к школе, а совладанию с негативными эмоциями человек учиться вообще в подростковом возрасте. Поэтому требовать этого от дошкольника (3-7 лет), или тем более от малыша (1-3 года), мягко говоря, неуместно. Но почему-то взрослые часто об этом забывают.
Требовать действительно неуместно, но как же тогда вести себя родителям в таких ситуациях?
Прежде всего - сохраняйте спокойствие. Самое страшное, что может произойти, когда плачет ребенок, это то, что родитель начинает нервничать, раздражаться или даже кричать на него. Вспомним пример с посудой, когда Вас оторвали от какого-то приятного дела, и ничего предварительно не объяснив, не заметив Вашу вовлеченность во что-то другое, пренебрегая Вашими желаниями, заставили Вас делать то, что Вам не хочется. А зная, что ребенок еще не умеет справляться с негативными переживаниями, становится понятным, что плачь и капризы будут выражением его естественных переживаний и единственным способом как-то отстоять себя. Не позволяя отстаивать свои интересы, мы формируем у ребенка чувство собственной неполноценности, неспособность отстаивать эти интересы в будущей жизни.
Для того чтобы сохранить эмоциональный комфорт, дайте ребенку завершить свою деятельность, предупредите его, куда и зачем вы собираетесь. То, что Вы опаздываете, и собираться нужно быстро - проблема не ребенка, а Ваша. Предупредите ребенка заранее. Так как восприятие времени у малыша еще не сформировано, давайте ему на завершение игры не 5 минут и не час, а перечислите последовательность действий, которая будет понятна ребенку и поможет ему постепенно переключиться. Например, «сейчас ты уложишь куколку спать, и мы будем одеваться», или «досмотришь этот мультик, и пойдем чистить зубы».
Часто родители жалуются на детей: «Я ему сто раз сказала, а он не слышит». Он и правда не слышит, когда увлечен своей игрой. Необходимо, прежде чем обращаться с просьбой или требованием к ребенку, убедиться, что он слушает то, что Вы ему говорите, установить контакт глазами, прикоснуться или приобнять.
Внесите в требуемое выполнения действие игровой сюжет, интригу, например, скажите, что вы отправляетесь в увлекательное приключение и предложите ребенку быть капитаном корабля, на котором вы вместе поплывете... в магазин. Или чтобы предотвратить нежелание ребенка собираться, когда Вы забираете его из детского сада, скажите, что за оградой Вы видели большого слона, и предложите на него посмотреть. А потом догоняйте его до самого подъезда. По дороге можно пофантазировать, представляя, что слон замаскировался и искать похожие на слона деревья, машины, прохожих, и даже предложить дома вместе сделать аппликацию слона.
Ребенок не просто познает мир через игру, он живет игрой. Играйте со своим ребенком постоянно, когда занимаетесь домашними делами, когда куда-то спешите или просто гуляете. Не обвиняйте ребенка в том, что не получается у Вас. И тогда на капризы просто не останется времени.
Мазурова Елена Владимировна, заведующий отделом ППМС-помощи и реализации дополнительных образовательных программ
Алтайского краевого центра ППМС-помощи