Назад

В отпуск с ребенком. Чем заняться в дороге

08.03.2023

Каждому отпускнику хочется получить от поездки в отпуск максимум ярких впечатлений. Отпуск с ребёнком накладывает свой отпечаток на эти ожидания. Чтобы сохранить устойчивое хорошее настроение всех участников поездки, позволить ребёнку наслаждаться спокойствием своего мира и общением с вами, нужно основательно подготовиться:
- подумайте и наметьте варианты полезных занятий, чтобы было интересно и вам и ребёнку;
- обновите в памяти известный вам «детский арсенал» (пальчиковые игры, способы изготовления из бумаги незатейливых поделок, тексты любимых литературных произведений и пр.);
- обсудите вместе с ребёнком, какие игрушки взять с собой; что ещё может находиться в роли игрушек в его багаже…

А ещё важно прислушиваться к своей интуиции, использовать свой жизненный опыт и учитывать обстоятельства.

1.jpg

Развитие интеллектуального потенциала

Известно, что дети любят бесконечно повторять то, что они только что выучили. Эту особенность можно использовать, чтобы объяснить детям некоторые понятия, сложность которых можно постоянно день ото дня увеличивать. Эти понятия могут касаться вопросов окружающей среды, культуры поведения.
Было бы очень желательно, чтобы у ребёнка была возможность (например, во время остановок в пути) понаблюдать за изменениями в жизни растений, за объектами живой и неживой природы, чтобы узнать что-то новое. Интересное – рядом. Нужно заметить по дороге как можно больше интересного и объяснить, почему (чем) это интересно. Пример: «Вот обычная лужа. Откуда она взялась, и куда потом девается?», «Вот уличный фонарь. Все фонари стоят прямо, а этот погнулся. Может быть, его ветер погнул?», «Вот дерево. У него самое большое дупло»… Или понаблюдайте за звёздами, обсудите проблему жизни на других планетах, изучая астрономию на доступном ребёнку уровне.

Покажите ребёнку разные, далёкие друг от друга по назначению и устройству предметы и попросите его найти как можно больше общего у них. Например: дом и трава – что у них общего? Лучше меняться ролями: один раз отвечает ребёнок, другой раз он называет предметы, а вы отвечаете.
Покажите ребёнку близкие предметы: лист дерева и травинка, два разных камушка и т.п. Пусть найдёт как можно больше отличий в них. Как и в прежней игре, лучше меняться ролями.

Игра для детей постарше. Нужно дать определения разным окружающим предметам. Что такое камень? Дом? Шляпа? Диалог строится таким образом, чтобы показать недостаточность определений. Например: Дом – это место, где живут люди. Люди живут на Земле. Значит, Земля – это и есть дом? Дом – это строение с крышей, в котором живут люди. Значит, если люди поехали в отпуск, то это уже не дом?

Таких развивающих игр много. Суть в том, чтобы ребёнок научился видеть окружающий мир как интересную задачу. И понял, что решать её можно и нужно; решать вместе, помогая друг другу.

В холодный период года будет интересным рисование по стеклу. Рассмотрите стекло, постарайтесь увидеть что-то привычное (с опорой на представления ребёнка об окружающем мире) или необычное, дополните изображение до готового образа (пальцем по «запотевшему» или покрытому изморозью стеклу). Подобная деятельность развивает воображение, творческое мышление, а также может способствовать «выплеску» накопившейся негативной энергии.

Изучайте новое ремесло, рукоделие, конечно, чтобы оно было безопасным во время движения транспорта (например, плетение из резинок и т.п.). Не смущайтесь, если ваш сын заинтересовался женским рукоделием, ведь одарённые дети не следуют жёстко стереотипам женских и мужских занятий.
Слушайте детские радиопередачи, выделяя интересные проблемы и обсуждая возможные пути решения.
Заведите дневник, в который будете записывать песенки, рассказы и истории, которые сочинил в пути ваш ребёнок. Собирайте его поделки, проекты. По приезду можете составить карту вашей поездки, проиллюстрировав её.

Поощряйте фантазию, исследовательскую активность и практические умения.

«Вы можете узнать о человеке гораздо больше, поиграв с ним часок,
чем проговорив целый год»

(Платон)

Для взрослого мир – сфера его труда и забот, а для ребёнка – область его игр и его радости жизни. Детская жизнь состоит из фантазий и чувств, дети непрерывно раскрашивают её образами и формами, в которых красота преобладает «над всяким аспектом практической полезности». Ребёнка не нужно заставлять играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определённых целей. Игра – это метод приспособления к собственному и окружающему миру. Это способ научиться тому, чему его никто не может научить.

Самый верный друг ребёнка в дошкольном детстве – это игрушка. Выбор игрушки в дорогу пусть пройдёт с учётом интересов ребёнка, многофункциональности, прочности и долговечности самой игрушки (это связано с условиями транспортировки).

2.jpg

Что может находиться в имуществе ребёнка в роли игрушек и не занимать много места в его багаже:
- коробочки с крышками, открывающиеся различными способами;
- вкладыши-стаканчики, входящие один в другой;
- телефон;
- руль;
- волшебные экраны;
- мелкие, удобные мягкие цветные карандаши;
- книги с картинками (твёрдые, моющиеся);
- мягкая кукла;
- мелкие игрушки (животные, овощи);
- мяч небольшого диаметра;
- поднос с бортиками и пр.
Когда вы играете с ребёнком, используя различные предметы, вы можете с успехом познакомить ребёнка с новыми понятиями, хотя он и не догадывается, что обучается чему-то новому. Когда читаете ребёнку или рассматриваете с ним книгу – сделайте из бумаги фигурки (техникой обрывания или оригами) и разыграйте любимую сказку.
Во время игры всегда хорошо что-нибудь приговаривать. Дети любят чёткий ритм и прислушиваются к рифме. Весёлые потешки, детские стишки, сопровождающие ваши совместные действия, создают настроение и способствуют развитию речи ребёнка.

«Жизнь требует движений» (Аристотель)

Дети развиваются в движении. Самый простой способ провести время с пользой – придумать оригинальные необычные действия с небольшим мячом (или с массажным мячиком): рисование мячом невидимых контуров цветка, звезды, самолёта; раскручивать мяч в руке, пытаться удержать его на голове, имитировать действия силача и др. Это позволит тренировать мелкую моторику, координацию движений, ловкость.
Включите музыку, которая нравится вам и вашему малышу. Начните, словно зеркало, копировать движения друг друга.
Склонность к стихам, танцам, музыке отражает естественное стремление к ритму. Очень актуальными в дороге будут известные вам с детства игры с ритмическими хлопками (типа «Топ - хлоп» и пр.).

Все эти виды двигательной активности развивают бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность. Дети становятся ловкими, координированными и свободными в движениях.

Существует ещё немало разных «дорожных» игр разной целевой направленности.

Опыт каждого родителя уникален. Время и заботы, любовно и бережно уделённые родителями детям, никогда не будут потеряны впустую, а призваны восполнить родительский долг по реализации права ребёнка на счастье.

Черепанова Оксана Петровна, методист лаборатории развития жизненных навыков
и инклюзии КАУ ДПО Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова

 

Литература:
Аббаньяно Н. Мудрость жизни. – СПб.: Алетейя, 1996, с. 99
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.,1991
Гин А.А. Шпаргалка для взрослых/ Школьные технологии – 2004. - №5
Головнёва О. Родительский практикум/ Школьный психолог – 2006 - №10
Параллельные миры: чтобы добиться взаимопонимания с собственным ребёнком, с ним нужно играть. Беседа с психологом О. Черепановой / Алтайская правда №129-131 от 06.05.2005. С.19.
Педагогу о психическом здоровье дошкольников: Методическое пособие /Под ред. Л.С. Колмогоровой. – Барнаул: 2008. – 119 с.
Пронина В.Ф., Мануйлова В.А. Влияние ритмической гимнастики на здоровье человека и развитие личности/Дошкольное образование: начало века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2003г.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. С. 14 – 19.